У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Информационное общество и Украина: степень проникновения

Если мы обратимся к Украине, то проведенный анализ показал, что в этой области наблюдается серьезное отставание от Европы или же России, как по формированию и темпам развития информационного общества, так и по его теоретическому осмыслению. В локальном гуманитарном знании практически отсутствуют, например, диссертационные исследования по проблемам информационного общества и Интернет-коммуникаций. По развитию ИКТ Украина находится на 78 месте, уступая как России, так и многим развитым странам мира.

Считается, что для Украины вступление в глобальную информационную цивилизацию началось с провозглашением государственной независимости. Так, после определения государственного суверенитета, наряду с другими областями законодательства на Украине стали разрабатываться национальное законодательство и подзаконные нормативные акты относительно государственного регулирования общественных информационных отношений, в том числе таких, которые непосредственно связаны с информатизацией, компьютеризацией и автоматизацией.

Крайне важным для информатизации украинского общества стала принятая Министерством образования и науки Украины Программа информатизации средней школы, а также разработка Верховной Радой Украины Законов “О телекоммуникации”, “О деятельности в сфере информатизации”, “О концепции информационной политики”, “Об электронной цифровой подписи”, “О внесении изменений в действующий Закон “Об информации” и др. На настоящий момент принято или находится в состоянии рассмотрения тридцать два закона в области информатизиции страны.

Хотелось бы отметить, что проведенный анализ уровня развития информационного общества или готовности к построению такового показал, что Украина пока что не достигла статуса развитой страны и не стала одним из основных игроков мировой экономики, не означает, что она не имеет шансов на разработку и использование передовой стратегии. Ряд исследователей становления информационного общества на Украине полагают, что страна имеет значительный потенциал и глубокие традиции в области построения информационного общества, а также подготовленные и квалифицированные кадры, работающие в ИТ секторе:

·               так, Украина входит в пятерку государств с наибольшим кадровым потенциалом специалистов по компьютерным наукам, а по уровню подготовки кадров, обслуживающих информационные технологии, Украина продолжает лидировать в Европе [12]. Ежегодно в Украине высшие учебные заведения выпускают примерно 50 тысяч специалистов в области высоких технологий (включая математиков). Украина занимает четвертую позицию в мире после США (194 тыс.), Индии (145 тыс.) и России (68 тыс.) по количеству сертифицированных программистов (данные Международного агентства Брейн Бенч (Brain Bench));

·    особенностью украинского подхода, как указывают некоторые исследователи, к построению информационного общества, стала его заметная «интеллектуализация» [40]. Разработанные на Украине такие направления, как искусственный интеллект, теория самоорганизации, системный анализ, новые подходы к разработке ЭВМ и т.п., характеризовались как новый качественный рубеж в мировой кибернетике. Они основывались на воспроизведении механизма деятельности мозга человека при решении сложных практических задач, и оказались одними из самых плодотворных для развития всей кибернетики [52]. Именно в Киеве академиком Лебедевым была создана первая в СССР и третья в мире электронно-вычислительная машина, а в 1964 году основатель и первый директор Института кибернетики НАНУ, академик Виктор Глушков предложил советскому правительству проект Общегосударственной системы сбора и обработки информации для управления экономикой страны, которым, фактически, ввел понимание основ информационно-компьютерных технологий как важного инструмента для развития всего общества и государства [77].

Прекрасно осознавая все сложности становления и развития информационного общества, Верховная Рада Украины принимает ряд законов относительно информатизации всех сфер общественной жизни страны. Среди них приоритет был отдан:

·               информатизации правоохранительной деятельности;

·               развитию интернет-технологий и созданию надежного фундамента информационной безопасности человека, общества и государства;

·               обеспечению широкого доступа к сети Интернет рядовым гражданам государства;

·               представлению в сети Интернет всесторонней (правовой, политической, экологической и т.д.) информации об Украине;

·               развитию сервисных услуг через сеть Интернет.

В 2003 года была разработана Общегосударственная Программа “Электронная Украина”. Однако ряд специалистов по информационным технологиям и изучению информационного общества сильно критикуют данный документ. Например, по мнению А. В. Колодюка, основной её недостаток состоит в отсутствии четко поставленных стратегических целей, которые должны быть согласованы с существующими программами социально-экономического развития страны, и в программе отсутствует мотивация для привлечения других секторов общества для ее реализации [40]. Собственно, Программа является набором технологических проектов, которым целиком подошел бы статус части Плана Действий, разработанного на основе более широкого стратегического документа, и она может быть обречена разделить судьбу многих других программ, которые были приняты в Украине без заметных практических следствий [41, с. 112].

К отрицательным факторам, которые сильно влияют на низкие показатели Украины в международных рейтингах и являются основным препятствием на её пути развития к информационному обществу, могут быть отнесены такие:

·                    недостаточная законодательная и институциональная база для стимулирования динамической, независимой и рискованной предпринимательской конкуренции;

·                    отсутствие полноценной комплексной национальной программы социально-экономического развития на базе развития информационного общества, которое обуславливает значительные экономические потери страны, которая находится в условиях глобальной экономики;

·                    взгляд на решение проблем развития информационного общества преимущественно как на процесс защиты ведомственных интересов, а не отнюдь как на приоритетные направления развития для всей страны;

·                    недостаточная общегосударственная координация относительно создания элементов информационной инфраструктуры, в частности при построении общегосударственных, корпоративных и ведомственных информационно-телекоммуникационных сетей, национальных и ведомственных информационных ресурсов;

·                    низкая государственная координация внедрения услуг, которые основаны на использовании Интернет-технологий с их последующим применением в социально-экономическом секторе;

·                    существующая повсеместная практика финансирования проектов информатизации вне границ Национальной Программы Информатизации, которая приводит к деструктивной децентрализации процесса информатизации в государстве - дублирование работ, снижение эффективности использования государственных средств [38, с. 20].

На настоящий момент в Украине обсуждаются поправки к проекту Плана мероприятий по реализации задач относительно развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы, предусмотренного Законом Украины "Об Основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы" [3]. Этим проектом плана предусмотрено, на протяжениии ближайших двух лет определить во всех центральных и местных органах исполнительной власти специального уполномоченного по вопросам развития информационного общества. Кроме того, планируется ввести в областных и районных государственных администрациях структурное подразделение по вопросам развития и внедрения информационных технологий. Проектом предусматривается и создание при органах государственного управления разного уровня общественных советов для осуществления экспертной и консультативной деятельности по вопросам развития информационного общества. При Кабинете Министров Украины планируется создание межотраслевого совета по вопросам развития информационного общества при участии представителей объединений предпринимателей и общественных организаций, которые работают в этой сфере.

Однако в Украине прослеживаются и достаточно сильные негативные тенденции при переходе к информационному обществу. Так, в особом урегулировании нуждается законодательная база в сфере информационных технологий: требуется внесение изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях» и «Антимонопольное законодательство». Кроме того, предполагается разработка проекта Информационного кодекса Украины, что обеспечит создание единого правового поля для функционирования информационного общества, предоставления услуг по использованию сети Интернет, дистанционного образования, пунктов коллективного доступа, электронной торговли, защиты прав интеллектуальной собственности, охраны баз данных, телемедицины и прочее [4].

В стадии разработки в Украине находится законопроект «Об особенностях создания и функционирования специальных территорий приоритетного развития ИТ», который будет предусматривать положение относительно особого налогового режима для предприятий в этой области. Кроме того, сейчас активизируются действия по принятию Закона Украины «О защите персональных данных», разработке проектов правовых актов относительно основ электронной торговли, внедрения и функционирования электронных платежных систем, электронных бирж, аукционов и депозитариев и т.д. В ближайшее время проект Плана мероприятий по реализации задач относительно развития информационного общества будет рассмотрен на общем заседании научно-технического совета Национальной программы информатизации и Консультативного совета по вопросам информатизации Верховной Рады Украины.

На сегодняшний день, по экспертной оценке представителей ИT-индустрии, в Украине насчитывается свыше 3 тыс. компаний, ведущих бизнес в сфере информационных технологий. Вместе с тем, как отмечают специалисты, отечественный ИT-рынок нуждается в повышении степени его влияния и проникновения в другие сферы (например, в сферу образования), а также в интенсификации применения информационных технологий. По данным Госсвязи, инвестиции в сферу информатизации Украины в 2006 составили всего 0,2% (205 млн. 320 тыс. гривен) от общего объема инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности.

Специалисты выделяют ряд ключевых особенностей украинского ИT-рынка. В частности, доля оборудования в структуре рынка информационных технологий превышает 80%. Причины этого усматривают в том, что этот рынок все еще далек от насыщения (показатель расходов на информационные технологии на душу населения в 2006 году составлял лишь 712 грн.). Кроме того, специалисты отмечают невысокую культуру использования ИТ и недостаточную развитость ИT-услуг [6, с. 60].

Следует отметить, что по темпам годового прироста всех видов информационных ресурсов Украина значительно опережает страны Европы в связи с низкой насыщенностью отечественного рынка этими технологиями [16, с. 21]. Кроме того, за последние пять лет этот рынок стал на Украине одним из самых прибыльных. Так, по данным Госкомстата Украины, совокупный доход от услуг всех видов связи и телекоммуникаций в 2006 г. составил пятую часть бюджета страны. При этом некоторые специалисты указывают, что особенностью рынка телекоммуникаций Украины есть его значительная монополизация компаниями, которые фактически полностью контролируют предоставление всех видов междугородной, международной и местной телефонной связи. И, вопреки важным решениям, которые принимаются на законодательном уровне, технический уровень и масштабы применения информационных технологий на Украине остаются значительно ниже по сравнению с европейскими показателями. В частности уровень охвата достигает: фиксированными телефонными линиями связи в Украине - 30%, в Европе - 40%; мобильной телефонией в Украине - 5,5%, в Европе - 50%; Интернетом - в Украине 4,5%, в Европе - 36% [34, с. 139].

Таким образом, общее состояние информационного сектора на Украине и внедрение ИКТ во все сферы жизни человека, общества, экономики, государства, в сравнении с мировыми тенденциями, на сегодняшний момент являются явно недостаточными для того, чтобы Украина заняла достойное место, которое было бы адекватно её интеллектуальному потенциалу и возможностям.

Если же сравнивать особенности перехода к информационному обществу в странах в период социальных трансформаций (СНГ), то, например, российская и украинская модели перехода к информационному обществу несколько разнятся. При этом можно выявить как ряд общих особенностей перехода, так и присутствие в каждом случае определенной национальной специфики. Практически у этих двух стран был одинаковый старт в начале 90-х годов по интеллектуальному потенциалу, научным традициям, ментальности и прочее. Однако Россия в силу более мощного экономического потенциала, в «информационное общество» входит быстрее как на уровне его реализации, так и осмысления. У обеих стран этот путь вхождения выглядит как достаточно экстенсивный.

Если говорить о национальной специфике, то на уровне законодательной базы и степени «открытости» информационного общества Украина продвигается успешнее и быстрее, чем Россия. Однако уровень развития сектора информационно-компьютерных технологий на Украине значительно ниже. Некоторые исследователи также подчеркивают, что украинской модели в силу исторических причин свойственна большая интеллектуализация при переходе, а также сильное «кадровое» обеспечение.

Итак, если попытаться обобщить как западный, так и украинский опыт перехода к информационному обществу, то можно прийти к таким выводам.

Построение и развитие информационного общества в любой стране обеспечивается эффективным взаимодействием четырех субъектов информационной трансформации: государства, бизнеса, общественных институтов и отдельных индивидов.

При этом основной задачей в переходный период к информационному обществу является соблюдение баланса между социальной, политической, экономической и структурной составляющими информационного пространства.

Одними из наиболее существенных факторов, оказывающих непосредственное влияние на становление информационного общества, является уровень образования и переориентация сырьевого производства на наукоемкие и инновационные технологии.

Крайне важной составляющей в трансформационный период является и информационная политика государства, которая призвана осуществлять контроль по использованию имеющихся информационных потоков и их распределению. Регулирующая деятельность государства и его общественных институтов должна быть направлена не только на телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, но также должна охватывать всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией и передачей информации во всех ее формах [46, с. 37-38].

При определении государством приоритетов и основных направлений области информационной политики, формировании задач для построения эффективной национальной модели информационного общества, очень важно, в условиях растущих темпов технологического прогресса, не оставить без внимания влияние процессов информатизации на личность, ее «информационные» потребности и безопасность.

В период перехода к информационному обществу критическое значение получает человеческая составляющая: необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших и сверхбольших объемов информации, а также научить его современным средствам, методам и технологии работы с такими объемами. Человек должен иметь также определенный уровень культуры по работе с информацией.

Одной из первостепенных задач в переходной период к информационному обществу является анализ и предотвращение реальных и потенциальных негативных тенденций, возникающих в информационном обществе в области электронной безопасности как среды, так и личности, является разработка национальной стратегии развития информационного общества, которая призвана выполнить ряд задач, основные из которых:

·                    увеличение уровня сознания общества, эффективное использование имеющихся ресурсов и вовлеченность общества, бизнеса и государства в активные действия по его построению;

·                    консолидация общественных ресурсов для осуществления политических и институциональных реформ в информационном секторе;

·                    четкое определение места и роли каждого сектору (государства, бизнеса общественности) в развитии партнерства между секторами;

·                    сосредоточение ресурсов для развития ИТ в целях достижения национальных приоритетов, а также дополнительное привлечение в этот сектор инвестиций;

·                    развитие экспортно-ориентированных областей экономики [60, с. 117].

·                    При этом практически все исследователи информационного общества считают, что все перспективные направления развития этого общества в огромной степени своим рождением и развитием обязаны Интернету. Именно с интенсивным развитием сети Интернет и связывается во многом дальнейшее успешное развитие информационного общества в Украине.

 



Заказать написание авторской работы

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.