Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности и роль высшего образования в информационном обществеРазвитие информационного общества в Украине вот уже на протяжении последних двадцати лет носит устойчивый характер, что находит свое отражение в тенденциях к интеграции в мировое глобальное информационное сообщество, одной из которых является модернизация системы образования. Основными направлениями этого процесса являются: построение открытой системы образования; интеграция ее в общемировое образовательное пространство; внедрение инновационных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий; подготовка высококвалифицированных специалистов, способных применять в своей профессиональной деятельности последние достижения научно-технического прогресса; подготовка граждан к жизни и деятельности в условиях развивающегося информационного общества и т.д. В разные периоды в украинском
образовании существовали различные концепции и программы, основным элементом
которых являлся процесс информатизации, так как именно информатизация является
основой развития современного информационного общества. В концепции
информатизации высшего образования ( В результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования. Эта цель информатизации образования, по своей сути, является долгосрочной и потому продолжает сохранять свою актуальность. Сегодня главная цель информатизации состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Кроме главной цели, информатизация образования способствует достижению следующих подцелей: − повышению качества образования; − увеличению степени доступности образования; − повышению экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал); − интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества. Основными задачами развития образования являются: 1. Подготовка кадров, способных осуществить решение поставленной масштабной цели повышения качества образования с использованием перспективных информационных технологий; 2. Анализ уровней целесообразного применения информационных технологий для различных направлений и ступеней подготовки специалистов; 3. Научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования; 4. Разработка новых принципов и методов представления, обработки данных и знаний; 5. Создание системы стандартизации информационных технологий, разработка методик сертификации программных и технических образовательных средств; 6. Создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования [66, с. 40]. По распоряжению Кабинета
министров Украины разработана «Программа информатизации Украины» (редакция Составители Концепции исходили из того, что разработка и внедрение новых информационных технологий в систему высшей школы Украины является необходимым и закономерным условием, практически единственным в настоящий период развития страны, позволяющим повысить качество подготовки и переподготовки специалистов и эффективность всех форм учебного процесса, провести совершенствование и существенное обновление организационной структуры системы высшего образования, довести до уровня, соответствующего международным стандартам, и интегрировать ее в мировую систему. В соответствии с целями и задачами информатизации образования в Концепции сформулированы следующие основные направления: − информатизация учебного процесса; − информатизация научных исследований в вузе; − создание единой информационной среды высшей школы; − информатизация управления высшей школой; − интеграция высшего образования Украины в мировую систему [3]. Примером информатизации образования на региональном уровне может служить региональная целевая программа «Информатизация системы образования Киевской области на 2002- 2006 годы», которая предполагает создание условий для развития и адаптации процессов информатизации в региональной системе образования, способствующих формированию единого регионального информационного и образовательного пространства, интеграции в него местных образовательных систем: обеспечение средствами информатизации всех образовательных учреждений области; создание областного центра и районных центров информационных технологий; создание областной и районных сервисных служб для поддержания средств информатизации образовательных учреждений; формирование и развитие организационной, научно-методической и программно-технической инфраструктуры средств информатизации региональной системы образования; создание сетевой инфраструктуры региональной системы образования; создание нормативной правовой базы информатизации. В информатизации образования свою роль играет и международное сотрудничество. Так Институт по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО реализует в Укране образовательную программу по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области применения ИКТ в образовании. Также можно отметить и проект «Информатизация системы образования», подготовка которого проводилась Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) совместно с экспертами Международного банка реконструкции и развития в 2003—2004 годах. В марте 2005 года проект начал реализовываться в семи регионах Украины. Проект НФПК пытается решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования, способов педагогической деятельности педагогов. Информатизация здесь понимается как изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки выпускников образовательных учреждений к условиям жизни в информационном обществе, обществе, основанном на знаниях. Результатами проекта должны стать реальные изменения в работе общеобразовательных школ. Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных между собой целей: 1. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи. 2. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы. 3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе [7, с. 10]. Эти и многие другие примеры позволяют констатировать, что на современном этапе процессы информатизации украинского образования протекают на разных уровнях и затрагивают различные аспекты. При этом возникает ряд проблем и противоречий, которые тормозят модернизацию отечественного образования и не дают в полной мере построить такую систему образования, которая максимально соответствовала бы уровню развития современного информационного общества и адекватно отвечала на его запросы. К основным из них можно отнести: - отсутствие единой концепции на уровне государства – если ранее через научно-исследовательские структуры государственного уровня разрабатывалась единая концепция и реализовывалась через согласованные с центром программы и проекты (где за счет целевого государственного финансирования, где – за счет иных источников), то сегодня в украинской системе образования наблюдается децентрализация, характеризующаяся наличием множества программ и проектов, ответственных лиц и контролирующих органов, что приводит к отсутствию согласованности в деятельности заинтересованных сторон; - в рамках реализации целевой программы развития образования на сегодня почти все школы подключены к сети Интернет, что, по мнению авторов программы, позволит учащимся школ получить свободный доступ к расположенной в Сети информации [15, с. 52]. Однако, при этом не учитывались следующие основополагающие моменты: не разработаны единые методики использования сетевых ресурсов в учебных целях; учителя-предметники и специалисты по информационным технологиям в образовании не прошли специальную подготовку и не обладают соответствующими знаниями и умениями для эффективного использования возможностей Сети в учебном процессе; все без исключения участники учебного процесса в школе не обладают хоть сколько-нибудь удовлетворяющим уровнем информационной культуры и, как следствие: не разработаны механизмы информационной безопасности – защиты учащихся от воздействия негативной с разных точек зрения информации; не сформированы знания и навыки информационного поиска и информационного анализа учащихся, что позволит им самостоятельно ориентироваться в бесконечных массивах информации и т.д.; - оснащенность учебных заведений вычислительной техникой такова, что позволяет в полном объеме проводить уроки по информатике и только эпизодически использовать компьютерные классы для использования информационных технологий в учебном процессе по другим предметам; - отсутствует принцип непрерывности образования между средней и высшей школой, что приводит к большой дифференцированности знаний и умений в использовании информационно-коммуникационных технологий среди студентов вузов и не дает зачастую в полной мере освоить эти технологии для эффективного использования в учебном процессе вуза. Особенно необходимо отметить положение с информатизацией высшего образования. Из-за отсутствия целевых государственных концепций и программ вузы вынуждены сами искать средства для претворения в жизнь тех проектов, которые они сами разрабатывают – это либо собственные средства от коммерческой учебной деятельности, либо различные гранты, либо еще какие-то средства. В этих условиях приходится реализовывать зачастую те проекты, на которые хватило средств. К тому же рассогласованность в реализации направлений информатизации образования в различных вузах приводит к отсутствию единых стандартов и не позволяет обобщать результаты для их дальнейшего тиражирования. Не лучше обстоит дело с подготовкой специалистов высшей категории к профессиональной деятельности в условиях современного развивающегося информационного общества. Отсутствует целенаправленное формирование информационной культуры личности, да и информационная культура как профессиональная составляющая на достаточном уровне формируется только у выпускников педагогических вузов и педагогических специальностей университетов. А ведь именно информационная культура личности является основой вхождения ее в современное информационное общество, основным фактором успешного существования и профессиональной деятельности в этом обществе, позволяет проявить творческую активность в процессах развития общества, его культуры. Однако, несмотря на проблемы информатизации украинского образования, наметились и постепенно начинают преобладать тенденции модернизации отечественного образования, которые способствуют формирования информационной культуры. Решающую роль при этом играет информатизация образования. Информационно-коммуникационные технологии выступают в процессе обучения и как объект изучения, и как средство обучения. Во многом эта их уникальность позволяет через применение их в образовании формировать познавательную компоненту – основополагающую компоненту информационной культуры. Поэтому одной из основных составляющих модернизации украинского образования должна стать комплексная целенаправленная программа формирования информационной культуры личности как общекультурной и профессиональной составляющей. При этом должны учитываться дидактические принципы непрерывности, последовательности и всестороннего охвата учебного процесса. Предметы и курсы информационной культуры могут выступить в качестве одного из основных связующих элементов между школьным и высшим образованием. Необходимо проводить работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов, в которой формирование информационной культуры приведет как общекультурный, так и профессиональный уровень специалиста в соответствие с современным ему состоянием развития информационного общества [23, с. 9]. Этой же задаче должны служить программы образования и самообразования взрослых, так как именно при ускорении темпов общественного развития в эпоху информационного общества одной из самых актуальных задач становиться соответствие интеллектуального, духовного, профессионального и культурного уровня развития личности этому самому обществу. Только при таком соответствии и при его постоянном поддержании через образование возможно гармоничное и цельное существование творчески развивающейся личности. Заказать написание авторской работы |
|