У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Роль туризма в экономике страны

Для того, чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, необходимо  использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности, национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены туристического продукта.

I.                   Основные виды туризма формирующимся в зависимости от национальной принадлежности относят национальный (внутренний) и международный (внешний) туризм. Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм.

II.                В зависимости от потребности, обуславливающей туристское путешествие, различают следующие виды туризма:

1.                                                   Лечебный (медицинский туризм). В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего.

2.                                                   Рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большими разнообразием. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы:

- зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали);

- занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);

- обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.);

-  «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта);

- туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.).

3. Спортивный туризм. В  основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:

- активный (основой является потребность в занятиях каким – либо видом спорта);

- пассивный (основой является интерес к какому – либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр).

4. Познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм. Программы экотуров предполагают посещение охраняемых природных территорий.

5. Туризм с деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнерами.

6. Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах.

Интенсивное развитие данного вида туризма привело к созданию ряда международных организаций полностью специализирующихся на проведении международных деловых и научных мероприятий, например, Международный союз организаторов конгрессов. Специализация туристических фирм на данном виде  туризма обусловлена объективной закономерностью дальнейшего международного разделения труда, в том числе и в сфере туризма. В США конгрессный туризм приносит ежегодно свыше 40 млрд. долларов дохода. Большим преимуществом  конгрессного туризма является то обстоятельство, что он может реализовываться в несезонный период. интерес туристской индустрии к данному виду туризма объясняется прежде всего тем, что проведение конгресса, предоставление мест размещения, обеспечение питанием, экскурсионным обслуживанием) так и специфических услуг. Специфика туристического продукта конгрессоного туризма состоит в  необходимости предоставления большого объема разнообразных услуг, выходящих за рамки традиционных. Основные  трудности при организации конгрессного обслуживания связаны с необходимостью выпуска значительного количества печатной продукции (тезисы докладов, приглашения, информационные письма и т.д.), необходимостью предоставления такого рода услуг как: регистрация участников конгресса, переговоры, техническое обеспечение, спец мероприятия, деловые встречи, а также организации до – и после конгрессных туров.

Расходы участника конгресса, как правило, значительно превышают расходы обычного туриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет оптимальной организации, а также оплате деловой части направляющим учреждением, возможно комбинирование поездки на конгресс с различными туристическими программами.

7. Культовый (религиозный) туризм. Этот  вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида:

- посещение культовых сооружений в религиозные праздники;

- посещение святых мест с целью отпущения грехов.

8. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении мест в области исторического проживания.

9. Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой.

10. Самодеятельный туризм. Этот вид туризма объединяет любителей активного отдыха, занимающихся лыжным, горным, водным туризмом и т.д. Отличительной особенностью данного туризма является потребность участвующих в нем в самоорганизации. Организацией туров занимаются не туристические фирмы, а сами туристы совместно с туристско - спортивными клубами и союзами.

Разумеется, на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями туристов, например, рекреационный с познавательным, спортивный с рекреационным. Однако, при анализе туристической деятельности необходимо выделять основные потребности, послужившие побудительным мотивом к путешествию.

III.                         В зависимости от транспортных средств, используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма:

1.                                   Туристы на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам туристической системы или непосредственно туристической организации.

2.                                   Транстуры на арендованном туристском транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, использующемся туристскими организациями на правах аренды (по договору) на срок, определенный сроком действия тура. В качестве арендованного специализированного транспорта туристские организации используют морские и речные теплоходы, самолеты, специальные составы туристско-экскурсионных предприятий.

3.                                   Туры на личном транспорте туристов – специально разработанные индивидуальные или групповые туры для автомобилей (владельцев личных автомобилей) с предоставлением туристам всех видов услуг по маршруту (проживание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авторемонт), кроме проезда.

IV.                         В зависимости от способа передвижения виды туризма подразделяются:

1.                                   Автомобильный туризм. Этот вид туризма бурно развивается со второй половины двадцатого века. В настоящее время он получил наиболее широкое распространение.

2.                                   Железнодорожный туризм. Этот вид туризма развивается с сороковых годов 19 века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения. В настоящее время обостряется конкурентная борьба между железнодорожным и другими видами транспорта.

3.                                   Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения. В течении 20 лет (с 1960 по 1980 годы) удельный вес авиатранспорта, используемого в туризме вырос в три раза. Авиационные туры подразделяются на групповые туры с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спецавиарейсы с полной  арендой самолета для специальных туристских перевозок.

4.                                   Теплоходный (водный) туризм. При данном виде туризма маршруты организовываются на теплоходах речных и морских пароходах. Морские маршруты бывают: круизные (путешествия на арендованных судах продолжительностью более суток). Они могут быть как с посещением  портов, так и без посещения.

Речные маршруты – с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы – это путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более одних суток и экскурсионно-прогулочные – поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха, продолжительностью не более 24 часов.

Для организации крупных и туристско-экскурсионных рейсов используются в основном комфортабельные теплоходы. Для организации экскурсионно-прогулочных  и прогулочных рейсов могут использоваться как теплоходы, так и малый флот (речные трамвайчики, ракеты, катера, катамараны и др.).

Преимущества водного туризма на комфортабельных теплоходах заключается в том, что туристы  обеспечиваются средствами размещения, питания, спорта, развлечений и т.п. на корабле.

5.                  Автобусный  туризм. При данном виде туризма путешествия организовываются с использованием автобусов, в качестве средства передвижения. Автобусные туры могут быть  обычными  туристско-экскурсионными (с предоставлением всех видов услуг, предлагаемых транспортным туром – проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемый «автобусы здоровья» - прогулочные (автобусы одного дня).

6.                   Велосипедный туризм. Этот вид туризма доступен для использования достаточно ограниченному контингенту туристов.

7.                  Пешеходный туризм. Данный вид туризма получил наибольшее распространение во внутреннем туризме. Следует отметить, что на практике очень часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога – автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.

V.                В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:

1.                                   Туризм в отеле.

2.                                   Туризм в мотеле.

3.                                   Туризм в пансионе.

4.                                   Кемпинговый туризм.

5.                                   Туризм в туристической деревне, на турбазе.

Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило,  в  загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.

Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управлением, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.

Помимо перечисленных видов предприятий гостиничного хозяйства, определяющих вид туризма, существуют и такие виды как: дома и меблированные квартиры, дома отдыха, дома молодежи.

Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон.

VI.             Туризм также в зависимости от времени путешествия подразделяется на сезонный и несезонный.

VII.          В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и кратковременный (при кратковременном туризме путешествие осуществляется на срок до 5 – 7 дней).

VIII.       В зависимости от состава группы различают:

1.                                   Массовый туризм (путешествия туристов в составе группы);

2.                                   Индивидуальный туризм (данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного туризма.  В последнее время индивидуальный туризм получает значительное развитие по каналам родственных семейных связей, творческих обменов, посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программах социального и молодежного туризма. Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами гидов-переводчиков, экскурсоводов, организаторов путешествия, проводников и сопровождающих, арендовать легковой автотранспорт, использовать возможности других форм туристического сервиса).

3.                                   Семейный туризм  (путешествие туристов с членами семьи. Данный вид туризма получил большое развитие в последние годы в значительной степени за счет скидок, которые предлагают турфирмы лицам, путешествующим с детьми. Зачастую, семейный туризм осуществляется по программам, разработанным туроператором для семейного отдыха).

4.                                   Молодежный (студенческий) туризм.

5.                                   Детский (школьный) туризм.

Молодежный и детский туризм получил большое развитие в значительной степени за счет туристских обменов как внутри страны, так и между различными странами. Туристы, путешествующие в рамках молодежного и детского туризма имеют право на значительные скидки в ценах на обслуживание.

IX.             В зависимости от организационных форм существуют:

1.                                   Организованный туризм.

2.                                   Неорганизованный туризм.

3.                                   Клубный туризм.

X.                В зависимости от определяющего принципа формирования цены на продукт существует коммерческий и социальный (дотационный) туризм. Социальный туризм предполагает определенные дотации в различных формах как от государственных, так и от общественных организаций, а также коммерческих структур, в целях обеспечения возможности получения отдыха и участия в туристических мероприятиях различных слоев населения, не имеющих для этого достаточного количества денежных средств. Например, пенсионеры, студенты, категория низкооплачиваемых работников.

Для анализа положения страны на мировом рынке туризма большое значение имеет характеристика туристских потоков, зарождающихся в том или ином регионе, и предпосылки для их возникновения в будущем:

1.                  Направление туристских потоков в регион и из него, структура зарубежной туристской клиентуры и собственных граждан, выезжающих с туристскими целями;

2.                  Особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т.д.;

3.                  Отношения властей и местных туристских органов проблемам туризма, специфика из туристской политики;

4.                  Экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона;

5.                  Перспективы развития туризма на данной территории.

Американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха:

- технологические (средства массовой коммуникации);

- институциональные (законодательные);

- социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).

В свою очередь характер проведения досуга является одним из основных факторов, влияющих на развитие туризма.

Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры и тд.). культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным относятся демографические, социально - экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценка значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения. Увеличения числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Практически все, перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма. Поэтому при разработке программ развития туризма важно выявить структуру фонда времени населения и бюджет свободного времени.

Структура свободного времени населения:

1.                                    Годовой бюджет: млдр. Час., %, в том числе:

- труд в общественном производстве;

- удовлетворение физиологических потребностей;

- труд в домашнем хозяйстве

- затраты времени на образование;

- свободное время.

2.                                   бюджет свободного времени: 100 %, в том числе:

- ежедневные

- выходные и праздничные дни

- отпуска и каникулы учащихся

- свободное время пенсионеров

В настоящее время у нас проявляются рассогласования между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения в результате того, что многие предприятия отправляют своих сотрудников в неоплаченные отпуска. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристскими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения отдыха с использованием возможностей туристских фирм, зачастую не могут позволить себе даже краткосрочного отсутствия.

В настоящее время в России работают более 15000 организаций, основой деятельностью которых является туризм, и более 35000 – деятельность которых туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, демонополизации отрасли, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производства по остаточному принципу. В туристической индустрии в 1999 - 2004  годы создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест.

По данным Всемирной туристической организации (ВТО) комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. От 2,2 до 3,3 млн. дополнительных рабочих мест могут быть созданы уже в ближайшее время в этом секторе.

Каждый год число вакансий в туристической отрасли увеличивается на 1 %, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Европе, наравне с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями. По мнению экспертов Европейской комиссии (ЕК) в период до 2010 года интернациональный туризм будет развиваться интенсивнее, чем туризм внутри стран континента. Европа планирует принимать к 2010 году 527 млн. туристов. Прирост числа прибылей по сравнению с 1999 годом должен составить 60%.

С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг – в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте.

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % суммарных капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. К 1999 году каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм.

На долю международного туризма приходится около 7% от мирового экспорта. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.