Быстрый переход к готовым работам
|
Мировой опыт реструктуризации финансовых институтов
Проблемы
укрепления международной финансовой системы (МФС) [1]стали
широко обсуждаться после мексиканского кризиса конца 1994 г. Ежегодный саммит
лидеров стран группы G-7,
проведенный в 1995 г. в Галифаксе, послужил стимулом для развития исследований
по ряду направлений. Среди них важная роль отводилась изучению способов
организованного разрешения финансовых кризисов. Из представителей центральных
банков и министерств финансов стран G-10 (G-7 + Бельгия, Голландия, Швеция и
Швейцария) была сформирована рабочая группа, которая к маю 1996 г. подготовила
соответствующий доклад (Rey
Report). В нем
было отмечено, что ни страны-заемщики, ни кредиторы не смогут избежать
негативных последствий кризиса. Доклад призывал к совершенствованию рыночно
ориентированных процедур разрешения долговых проблем государства и частного
сектора, находящихся в условиях кризиса. Было предложено внести определенные
изменения в договоры купли-продажи облигаций (bond contracts) для
обеспечения взаимодействия и сотрудничества владельцев облигаций в период
реструктуризации условий их выпуска эмитентом (государством или частными
корпорациями), испытывающим финансовые трудности. В докладе была высказана идея
расширения возможностей МВФ по применению политики "кредитования в
условиях задолженности" (lending
into arrears). Начавшийся процесс укрепления
финансовой системы и реструктуризации финансовых институтов проявился в
следующих аспектах:[2] - развитие международных стандартов публичного раскрытия экономической информации (Special Data Dissemination Standard); -
создание международных стандартов банковского надзора (the Basle Core Principles for Banking Supervision); -
расширение финансовых возможностей МВФ в рамках the New Arrangement to Borrow (NAB) ; -
создание в МВФ нового механизма кредитования, the Supplemental Reserve Facility
(SRF), призванного помочь членам фонда справляться с неожиданным
и разрушительным влиянием потери доверия инвесторов. Условия предоставления
средств по линии SRF должны обеспечивать их преимущественный (первичный)
возврат при снижении возможных конфликтов интересов. Тема реструктуризации международных финансовых
институтов широко обсуждалась в январе на Всемирном экономическом форуме в
Давосе. Характерные точки зрения отражены в докладе Исполнительного комитета
ООН по экономическим и социальным вопросам "К новой международной
финансовой архитектуре" от 21.01.99 г. В
настоящий момент анализ различных подходов к реформе МФИ затруднен из-за
отсутствия целостных программ, которые бы содержали предложения по построению
единой архитектуры мировой системы институтов. Учитывая это, целесообразно
классифицировать основные наметившиеся направления предполагаемой реформы. Основными причинами реформирования
мировых финансовых институтов являются:[3] 1. Глобализация мировой
экономики, способствовавшая возникновению нового класса международных
инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных
дестабилизировать финансовую ситуацию в странах, где осуществляются инвестиции . 2. Резкое несоответствие между
высоким уровнем развития международного финансового рынка и отсутствием
надлежащей институциональной структуры его регулирования. 3.
Возросшие опасения углубления мирового спада, грозящие
серьезными последствиями в случае неадекватного регулирования деятельности
международных финансовых институтов. 4.
Увеличение численности
офшорных финансовых центров, снижающих эффективность государственного регулирования
финансовых институтов развивающихся стран. 5.
Ограниченные
возможности международных институтов в оказании финансовой поддержки
развивающимся странам по сравнению с размерами потока частного капитала.
Неспособность международных организаций противостоять повторяющимся кризисам и
ограничивать сферу их распространения. Неэффективная процедура предоставления
средств международными институтами в условиях быстро развивающегося кризиса. 6.
Углубление конфликтов интересов (moral hazard),
возникающих в результате воплощения программ финансирования МВФ и других
международных институтов, и негативно влияющих на поведение частных инвесторов
и заемщиков в ходе финансовых кризисов. 7.
Резкое увеличение количества инвестиционных институтов,
финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, особенно на
рынке долговых обязательств, затрудняющее взаимодействие инвесторов в ходе
преодоления кризисов. Масштабы и диверсифицированность инвестиционных вложений
в странах с развивающимися рынками, обусловившие ускорение распространения
кризисов. Массовое развитие операций, в том числе спекулятивных, с производными
ценными бумагами (деривативами), отражаемых на внебалансовых счетах и
затрудняющих оценку принимаемых финансовыми институтами рисков. Регулирование финансовых
рынков и инвестиционных институтов ·
укрепление финансовой системы и реформирование местных
финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов
и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и
различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через
принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства,
платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности
банковского капитала;[4] ·
определение путей укрепления пруденциального надзора как в
развивающихся, так и в развитых странах; ·
создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов
и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов
(эффект leverage); ·
стимулирование введения международных стандартов деятельности
в офшорных финансовых центрах. Экономическая политика ·
определение условий либерализации внутреннего рынка и
введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками,
выработка способов контроля за движением международного капитала; ·
повышение эффективности механизмов государственной поддержки
частного сектора и распределения социальных выплат; ·
поиск путей минимизации потерь населения в результате
кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые
слои населения; ·
расширение прозрачности в частном и государственном секторе и
в деятельности международных финансовых институтов. Деятельность международных финансовых институтов[5] ·
реформирование системы международного финансирования; ·
улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей
вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их
преодоление; ·
усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой
странами- участницами, особенно в финансовом
секторе и в области движения капитала; ·
повышение эффективности макроэкономической политики на
межнациональном уровне. Основными направлениями и возможными
мерами применяемыми при реструктуризации деятельности финансовых институтов
мирового уровня являются: Реструктуризация финансовых рынков и
инвестиционных институтов, которая заключается в следующем ·
способствовать развитию ликвидных финансовых рынков, особенно
фондового рынка, основанных на сильном пруденциальном надзоре за деятельностью
банков и других финансовых институтов с применением Базельских принципов
эффективности банковского надзора и стандартов регулирования деятельности на
фондовом рынке, отраженных в докладе IOSCO "Цели и принципы
регулирования деятельности на фондовом рынке". Совершенствовать принципы
корпоративного управления для дальнейшего развития рыночных механизмов
инвестирования; ·
разработать международные стандарты прозрачности в области
денежной политики, бухгалтерского учета и раскрытия информации частными финансовыми
институтами. Повысить требования раскрытия информации по позициям
инвестиционных банков, хеджевых фондов и институциональных инвесторов; ·
ввести ограничения на кредитование банками связанных
организаций, которое, как правило, проводится без должной оценки и мониторинга
кредитоспособности заемщика и в условиях кризиса приводит к резкому росту
объемов просроченной задолженности; ·
разработать и внедрить эффективный механизм страхования
банковских депозитов, банкротства, реструктуризации финансовых институтов и
решения долговых проблем организаций, испытывающих финансовые затруднения.
Содействовать укреплению внутренних систем контроля и управления рисками в
деятельности банков и других финансовых посредников. Реструктуризация и совершенствование
деятельности международных финансовых институтов ·
создать в рамках МВФ нового механизма кредитования стран,
пострадавших в результате эффекта распространения кризиса (contagion),
который позволял бы единовременно получать значительный объем средств и
допускал их использование до истощения национальных валютных резервов ; ·
обеспечить участие международных институтов в решении проблем
долговых кризисов и организации процессов реструктуризации задолженности; ·
повысить прозрачность в деятельности международных финансовых
институтов, в частности, через принятие положений о раскрытии информации,
публикацию программных документов, рабочих материалов МВФ, получаемых в
результате традиционных ежегодных визитов представителей фонда в
страны-участницы, заявлений по результатам обсуждения Исполнительным советом
МВФ докладов об экономических условиях стран-участниц, ретроспективного анализа
принимаемых программ; ·
укрепить и способствовать дальнейшему развитию деятельности
Временного комитета (Interim Committee) МВФ и Комитета развития (Development Committee) Всемирного банка;[6] ·
содействовать развитию региональных международных организаций
и усилить их роль в разрешении
кризисов и финансировании экономического снктора; ·
развития, в том числе, с использованием финансовой поддержки
со стороны МВФ; ·
укрепить контроль за выполнением отдельными странами
принимаемых международных стандартов, в
том числе с использованием возможностей МВФ; ·
улучшить координацию и сотрудничество среди международных
организаций и контролирующих органов в направлении расширения технической
поддержки и обучения служащих органов государственного регулирования. Создание новых международных
структур ·
создать отдельный наднациональный институт или придать новые
полномочия одной из действующих международных организаций для координации
направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран,
особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения; ·
создать систему международного финансового регулирования для
выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью
институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном
направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей
стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных
финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения
политики регулирования. Как один из вариантов рассматривается преобразование
существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения
участия в их деятельности развивающихся стран.[7] [1]
Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги
М.: 2000г. [2]
Ломакин В.К. Мировая экономика Учебник для вузов
– М. ЮНИТИ 2000 г – 158с. [3]
Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под
ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.:
Экономика, 2003. [4]
Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.:
Финансы и статистика, 2001. [5]
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс
М.: 2000 [6]
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 [7]
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 |
|