Быстрый переход к готовым работам
|
Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов
Пенсионная реформа
предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых
пенсий за счет
перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования, для чего
необходимы современные, развивающиеся и функциональные пенсионные компании,
которые входят в структурное понятие финансовых институтов. Основным
направлением реструктуризации пенсионной системы на современном этапе является
разделение и выделение из единой пенсионной системы в отдельные
конкурентоспособные организации. Основным направлением является создание
частных коммерческих организаций по пенсионному страхованию. Оптимизация
нагрузки пенсионной системы на экономику должна содействовать стабилизации и
развитию экономики и, как следствие этого, привести к улучшению материального
обеспечения пенсионеров. Современное рыночное
хозяйство базируется на концентрации капитала, непрерывный рост которого
является необходимым условием деятельности предприятия, созданного в любой
организационно – правовой форме. Процесс накопления средств тесно связан с
рынком ценных бумаг. Естественно, что ценные бумаги должны найти и уже находят
применение в такой важной структуре рыночного функционирования финансовых
институтов, какой сегодня в России становится негосударственные и
государственные пенсионные компании.[1] Пенсионное страхование и пенсионное
обеспечение, в задачи которых наряду с коммерческим успехом отдельной
организации входит обеспечение устойчивости экономического развития всего
хозяйства на прямую зависят от деятельности обеспечивающих финансовых компаний.[2]
Схематически деятельность пенсионных фондов представлена в приложении 1. Эмиссия государственных пенсионных и страховых облигаций позволит, с одной стороны, стабилизировать
инвестиционные ресурсы, а с другой – сохранить и приумножить средства населения
для достойного обеспечения граждан, обеспечить надежность и рациональность
функционирования пенсионных фондов государственного регулирования и
негосударственных. Общим и неизменным условием реструктуризации любой пенсионной системы
является создание государством правовой, организационной и экономической базы,
обеспечивающей сохранение приобретенных работниками прав на пенсию. Уровень
эффективности пенсионного учреждения обусловлен характером: - "внешних
условий", связанных с ситуацией в экономике., деятельностью финансовых и
страховых институтов; -
"внутренних условий", определяемых спецификой конкретной пенсионной
системы (структура, виды и подвиды структуры, природа ее финансовых
механизмов); -
сопряженности (адекватности) "внешних" и
"внутренних" условий функционирования пенсионной системы, их
непротиворечивостью. Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное
управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в
субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах -
уполномоченные отделения.[3] В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель,
а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить
представители общественных, религиозных и государственных организаций,
объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой
интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут
принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР
по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка
России. На Правление фонда возлагается ответственность за выполнение функций,
относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда,
составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной
год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и
освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей,
председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах
своей компетенции нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся
к его компетенции. Это в первую очередь влияет на индивидуальную региональную особенность деятельности
подразделений, что в свою очередь всю структуру деятельности ПФ приводит к
эффективной деятельности и соответствующей отчетности и контролю. При
реструктуризации пенсионной системы государства в целом в последнее время
произошли изменения в получении и распределении денежных средств. Сбор и перераспределение средств ПФ проходит по следующему маршруту:[4] страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется
финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его
исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объемы перераспределения
средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом
обеспечения минимальной суммы оборотных средств и оптимизации сумм в пути (а
это зависит от скорости прохождения платежей и географического положения
региона-донора и региона-реципиента). В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся
органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до
пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на
счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах
РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и
назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда. Таким образом. Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой
принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и
финансирования выплаты государственных пенсий и пособий. Реструктуризация
пенсионных фондов путем разделения и создания государственных и частных
структур необходима для конкурентной основы функционирования данных институтов
и имеет свои преимущества. Однако, как показала практика, работа
Пенсионного фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием
возникли определенные противоречия между организационной структурой пенсионных
служб органов социальной защиты населения и существующими формами финансового
обеспечения выплаты пенсий и т.д. [1]
«Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е.
Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с. [2]
Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
Российская газета, №254 от 15.10.2001 г. [3]
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 [4]
Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и
банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004. |
|