Быстрый переход к готовым работам
|
Реструктуризация страховых компаний
Место страхового рынка обусловлено
двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в
страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в
социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма
организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок
с общим финансовым рынком и как следствие взаимосвязь с другими финансовыми
институтами.[1] Отличительными чертами
реструктуризации страховых институтов является то, что данная система
реструктуризируется путем слияний, присоединений и поглощений крупными
компаниями мелких. Это в первую очередь характерная особенность страхового
бизнеса. Стремление мелких компаний влиться в более крупные обусловлено прежде
всего стабильностью, имиджем крупных компаний, доверием клиентов и конечно же
привлечением дополнительных денежных средств. Страхование
возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и
общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите
носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства,
все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов
и все население. Страховые компании не только способствует развитию
общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд
на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страхового рынка в финансовой
системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании
страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных
ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других
видов деятельности (рис. приложение 2). Всеобщность страхования определяет непосредственную
связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской
системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках
которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие
финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых
продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и
государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано
с организацией обязательного страхования и в этом аспекте предполагается
основная реструктуризация деятельности.[2] Устойчивые
финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской
системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где
страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные
ресурсы. Функционирование страхового рынка происходит в рамках
финансовой системы как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции.
Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за
свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой
рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки —
депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д. Основная
функция страховых компаний — компенсационная функция, благодаря
которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в
обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения
ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом
страхования. Накопительная или сберегательная функция
обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного
договора страхования заранее обусловленную страховую сумму. Распределительная функция страхового рынка
реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании
и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда
реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию
страховых выплат и стабильность страхования.
Предупредительная функция страхового рынка непосредственно
не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на
предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация
предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по
недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных
бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда
предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций
способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным
фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства.
Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение
временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и
т.д. С развитием страхового рынка и реструктуризация соответствующих
подразделений системы, роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя
внимание ряда зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как
институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном
производстве определяется мобилизация капитала посредством страхования.
Конкретное действие данных функций не дает страховой системе в целом стоять на
месте и в связи с этим под влиянием времени и перемен требует постоянного
развития, что и определяет пути реструктуризации страховых компаний и рынка в
целом. Страховые организации — институциональная
основа страхового рынка.[3]
Страховая организация или страховая компания — это конкретная форма организации
страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров
страхования и их обслуживание. Страховая организация — экономически
обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее
ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов
деятельности, возможности реструктуризировать свою деятельность. Экономические
отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования
и перестрахования. Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру
выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые
организации различают на акционерные, частные, публино-правовые и общества
взаимного страхования. Концептуальные вопросы
реструктуризации страховой отрасли. При этом страховой бизнес — это
бизнес, связанный с принятием рисков и управлением ими. Чувствительность
страховщиков к проблемам ликвидности и их высокая зависимость от уровня
платежеспособности субъектов экономики обусловливают необходимость формирования
в каждой стране системы обеспечения финансовой безопасности и реформирование
страховых организаций. Такая система обычно включает функции пруденциального
регулирования и надзора за деятельностью страховых компаний, кредитора в
последней инстанции, а также страхования депозитов. Именно в этом направлении происходит
основная реструктуризация страховых компаний, т.е. желание и возможность оказывать
новый вид услуг, такой как страхование банковской деятельности по депозитным
счетам. Решение проблемы морального вреда обеспечивается через установление
стандартов корпоративного управления и управления рисками в страховых компаниях,
обеспечение дисциплинирующего воздействия на акционеров и руководителей банков
со стороны других участников рынка при адекватном режиме бухгалтерского учета и
раскрытия информации, позволяющем оценивать риски, связанные с деятельностью
банка, а также через систему пруденциального страхового регулирования и
надзора, подкрепленную соответствующими законодательными нормами.[4]
Системы страхования также могут в
определенной степени ограничивать влияние проблемы морального вреда — через
установление предельного размера возмещения по потерям, исключение отдельных
категорий страхования из числа страхуемых, выплату возмещения в определенной
пропорции от величины страхуемого объекта, дифференциацию взносов. После определения функций и полномочий страховщика необходимо принять решение о том, кто будет
выполнять эти функции — уже существующая организация или вновь создаваемое
агентство. Возложение функций страховщика на
существующую организацию имеет преимущество в том, что позволяет использовать
уже имеющиеся кадровые ресурсы. При этом необходимо обеспечить отделение уже
существующих у организации функций от функций страховщика. Система управления
деятельностью страховщика должна
учитывать тот объем функций и полномочий, который возложен на систему
страхования в целом. Руководители и сотрудники
страховщика должны обладать
соответствующей квалификацией, иметь возможность принимать решения, необходимые
для эффективного функционирования системы, иметь доступ к информации, имеющейся
у других участников системы обеспечения финансовой безопасности, а также быть
свободными от конфликта интересов. Ввиду реструктуризации при поглощении и
определении круга финансовых институтов, которые могут быть участниками системы
страхования, необходимо принимать во внимание, распространяется ли на них
пруденциальное регулирование и надзор, насколько финансово устойчивым является
тот или иной финансовый институт, насколько четко законодательно определено
понятие страхование. [1]
Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
Российская газета, №254 от 15.10.2001 г. [2]
Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы
развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001. [3]Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001.
[4]
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс
М.: 2000 |
|