Быстрый переход к готовым работам
|
Российская школа принятия управленческих решений
Схема
принятия решения предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. После выявления проблемы и установления условий и
факторов, способствующих ее
возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее. Более детальная
структура процесса принятия решений по этапам и процедурам приведена ниже:
Рассмотрев
процессы принятия управленческих решений различными управленческими школами, можно сделать некоторые выводы и привести
рекомендации лицу, принимающему решения. 1.
В основу традиционной японской методологии принятия решений положена система
"ринги" (получение согласия на решение путем опроса без созыва совещания или заседания). Привычная иерархическая
структура управления переместилась
в сферу отношений между людьми, когда внешне
существуют неформальные, псевдосемейные отношения, и руководитель осуществляет косвенное управление на основе
формальной власти. Согласно системе
принятия решений, рассмотренной ранее, руководитель, принявший решение, составляет документ "рингисе",
в котором всесторонне описывает проблему и
дает рекомендации по ее решению. Проект
решения передается специалистам в отделы и службы, где его рассматривают заинтересованные лица; после изучения — на
другой уровень и так до высшего
руководителя на подпись "рингисе". Утвержденный проект приобретает
характер директивы. Проходя по уровням
управления, проект решения не только дорабатывается экспертами, но и одобряется коллективом. По инициативе руководителя стимулируется
отработанный тип поведения персонала,
обеспечиваются условия для самоорганизующейся системной деятельности и надлежащего социально-психологического климата. Создавая благоприятную обстановку, творческую
атмосферу, учитывая сложившуюся культуру принятия решений, руководитель: • добивается согласия всех членов коллектива, имеющих отношение к решаемой проблеме; • производит экспертную оценку проекта с лицами, заинтересованными в его успешной реализации; • использует механизмы групповой работы по совершенствованию и реализации проекта. В данной системе
работник чувствует себя сопричастным к процессу принятия решений и, генерируя идеи, критикуя их, внося предложения
по их исполнению, стимулирует
появление нетривиальных решений. 2. В
рассмотренных моделях принятия решений, типичных для западной школы управления,
варианты коллективной работы характеризуются следующим: • руководителю требуется согласование целей работников,
привлеченных к коллективному принятию решений; • необходимо объяснить коллективу, какую проблему
требуется решить; •
следует организовать
коллектив на решение проблемы; • результаты работы зависят от готовности руководителя
выполнять роль то модератора, то
жесткого автократа, который использует
административную власть для пресечения действий тех, кто злоупотребляет демократией; • руководитель должен владеть технологиями: организации информационного обмена среди персонала управления, межличностных и межгрупповых коммуникаций, организации системной
деятельности по выработке решения и коллективного принятия решения и т. д. Принятое решение не
становится организующим началом системной
деятельности людей, как это характерно для японской системы управления. 3.
Для украинского
работника характерен последний, менее эффективный подход к принятию решения. С
учетом национальной и управленческой культуры
можно предположить, что в условиях Украины целесообразно использовать «жесткий менеджмент». Применять в
повседневной практике элементы,
присущие японской и западным школам управления
по принятию решений, необходимо только после их адаптации к
конкретной обстановке. Обобщая
и анализируя представления различных школ о процессе принятия решения, можно выявить следующие особенности: •
принятие решений —
это процесс, представляющий собой определенную
последовательность взаимосвязанных этапов; •
на всех этапах
принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации; •
на всех этапах
процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив,
определение ограничений, критериев,
оценивание альтернатив и принятие решения; •
процесс принятия
решения представляется как системная деятельность менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности людей. Требования к организации принятия решений с учетом
предложений сводятся к следующему: •
формулирование
проблемы, разработка и выбор решения осуществляются
на том уровне иерархии управления, где есть для этого информация; •
информация должна
поступать от всех подразделений фирмы, находящихся
на разных уровнях управления и выполняющих различные
функции; •
принятие решения
должно отражать интересы и возможности тех
уровней управления, на которые будет возложено его выполнение или которые заинтересованы в его реализации; •
принятие
управленческого решения предполагает использование: иерархии; целевых межфункциональных групп; планов; горизонтальных связей; •
принятые решения
должны учитывать национальные особенности
работников, реализующих эти
решения; •
при подготовке ЛПР
следует учитывать специфику системы управления
в организации, особенности национальной культуры управления, менталитет народа страны, где эти решения принимаются и реализуются. |
|