Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и особенности малого бизнеса
Все
предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в
зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы:
крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические
интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к
проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического,
политического и национального характера [5, c. 27]. Как следует
из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская
деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных
установленных законами, государственными органами или другими представительными
организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия
[16, c. 5]. Малое
предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм,
создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная
форма развития предпринимательской деятельности. Критерии определения малого
предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду
деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала и др. [20, c. 17]. Под
субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [5, c. 28]. Малое
предприятие имеет устав, определяющий вид, предмет и цели деятельности, его
наименование, местонахождение; органы управления и контроля, их компетенции;
порядок образования имущества, распределения прибыли (дохода); условия
реорганизации и прекращения деятельности. Государство оказывает поддержку малым
предприятиям путём создания фондов поддержки и прямого субсидирования малого предпринимательства. В
соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не
превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не
являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых
средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней: -
в промышленности - 100 человек; -
в строительстве - 100 человек; -
на транспорте - 100 человек; -
в сельском хозяйстве - 60 человек; -
в научно-технической сфере - 60 человек; -
в оптовой торговле - 50 человек; -
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30
человек; -
в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности - 50 человек. Итак,
российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации)
относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность
работающих. Поэтому
правильность определения численности работающих на предприятии имеет
первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права
на соответствующую поддержку. Малые
предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),
относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Выполняемые
виды деятельности, кроме того, учитываются для применения отдельных льгот по
хозяйственным вопросам, учету и отчетности субъектов малого
предпринимательства. Средняя за
отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом
всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового
характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также
работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений
указанного юридического лица [22, c. 211]. При этом в
разных странах критерии принадлежности предприятия к малому бизнесу несколько
отличаются друг от друга. На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают
следующие факторы [22, c. 20]: -
в
развитии средств связи произошел скачок; -
расширение
сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях; -
уменьшение
стоимости и упрощение использования информационных систем; -
повысился
общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных
компаниях; -
содействие
малыми фирмами решению вопроса о безработице; -
сокращение
рабочей смены; -
большая
конкурентоспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением
накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы. Но малые предприятия, конечно же, как появляются, так и распадаются
по многим причинам. Например, в германии в 1990 году более 14500 малых
предприятий потерпели неудачу, причем 40% их них просуществовали не более 5
лет. Доля банкротств предприятий малого бизнеса всегда выше, так как, идя на
риск, предприниматель решает достаточно сложную проблему конкурентоспособности
выпускаемой продукции. Начинающему предпринимателю в самом начале нужно
проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю уже
существующей фирмы. Начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное
положение по сравнению с действующей фирмой. В связи с этим начинающая фирма
всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины
банкротства малых предприятий – это неудачи в сфере сбыта продукции, а также
недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на это, количество создаваемых фирм
превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа
предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Но часто малое предприятие не становится полностью банкротом,
что достаточно важно, а лишь выкупается более крупной фирмой. В связи с этим можно
выделить три модели развития малого бизнеса [10, c. 72]: -
медленное
расширение деловой активности; -
быстрое
развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные
компании; -
сохранение
масштабов деятельности на достигнутом уровне. Таким
образом, несмотря на большое количество трудностей и препятствий, малый бизнес
активно развивается в большинстве развитых стран мира и имеет большое значение
в их экономике. |
|