У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Стратегическое управление: структура и содержание Процесс стратегического управления

  Слово «стратегия заимствовано» из военной науки, произошло от греческого strategos  - «искусство полководца». Другими словами стратегия – это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых – находить правильные пути к достижению победы,  аналогичны проблемы управления бизнес-деятельностью организации, действующей в условиях  сложной среды.[1]

Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, вошло в число управленческих терминов, когда проблема реагирования организации на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.

Стратегия организации – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижени.Она большей частью формируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.[2]

Разработать стратегию организации – значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным  процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде всего является функцией направления.

Именно  стратегия устанавливает направление деятельности организации:

рост, стабилизация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества.[3]

Стратегию можно рассматривать как детальный всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии и достижение целей организации с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана – обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с переменами в окружающей среде.[4]

Реальная стратегия организации состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адаптированных реакций на возникшую ситуацию (реактивная стратегия).

 

Реальная стратегия = проативная стратегия + реактивная стратегия.[5]

 

 Стратегия необходима, поскольку будущее в основном непредсказуемо, абсолютно определенности относительно будущего нет. Современный темп изменений  во внешней среде, увеличение количества знаний и информационных потоков настолько велики, что планирование стратегии представляется единственным способ  формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Она является основой создания плана развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации  возможностях организации или о внешней среде. При выборе стратегии можно добиться большей определенности; организация сможет предвидеть события во внешней среде и быстрее на них реагировать. Судя по результатам исследования, именно те организации, которые давно существуют, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов.[6]

 Сформулированная стратегия это комплекс  решений, принимаемых менеджментом  на базе основополагающих принципов и правил. Другими словами, стратегия – это обязательство действовать  определенным образом: таким, а не другим. Недостаточно иметь только стратегический план; нужен ещё набор основополагающих принципов и правил поведения персонала всех уровней с учетом деятельности в постоянно изменяющихся условиях.

По своему существу сформулированная стратегия и есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности, т.е. стратегию можно считать зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.[7]

 Успех организации обеспечивается хорошо продуманной стратегией и высоким качеством ее выполнения. Сформулированная стратегия сама по себе не гарантирует успеха. Так же как самолет с великолепной конструкцией двигателей не сможет летать, если он заправлен топливом низкого качества, так и организация, разрабатывающая стратегию развития, может потерпеть неудачу из-за ошибок в других управленческих функциях (организации, мотивации, контроле и т.д.) и/или неэффективных действий. Хорошая стратегия и ее умелая реализация за счет эффективных действий – вот что необходимо для достижения намеченных результатов. Можно разработать сильную стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно осуществить посредственную стратегию. В обоих случаях организация не использует все имеющиеся возможности. Путь к успеху – блестяще выполненная блестящая стратегия. Влияние воздействия  стратегии и действий на успех организации (см приложение 1).

  Определяющими элементами стратегии являются решения о размещении ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, создание длительных конкурентных преимуществ.

  Размещение ресурсов – это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов (таких как фонды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования. 

  Адаптация к внешней среде – охватывает все  действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии организации к окружающим условиям с учетом как возможностей, так и опасностей.

  Внутренняя координация является неотъемлемой частью стратегии и включает координацию стратегической деятельности организации с целью обеспечения эффективности внутренних операций.

  Основой спеха в бизнес деятельности является создание устойчивого конкурентного преимущества, которое определяет способность организации предложить товар или услугу, превосходящей по воспринимаемой потребителями ценности товар или услугу конкурентов. [8]

 

  Стратегическое управление – это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе проведения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации распределения ресурсов.

  Стратегическое управление можно отнести к философии или идеологии бизнеса и менеджмента, где значительное место отводиться творчеству высшего руководства и персонала организации.[9]

  Когда раскрыты основные понятия «стратегия», «стратегия организации», можно перейти к рассмотрению самой идеи стратегического управления (см приложение 2). По своей сути стратегический подход к управлению предлагает ответ на три основных вопроса, рассматриваемых далее.

 1. Чего мы  хотим добиться в результате нашей деятельности? (Модель желаемого состояния).

  Здесь речь прежде всего идет о постановке целей, исходя из видения  руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации  в достижении своих целях.

 2. Кто мы в настоящее время? (Модель реальной ситуации).

  Оценивая потенциальные возможности компании в частности организационного потенциала (маркетингового, производственного, финансового, кадрового и т.п.), руководители должны определить, чего реально может добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей.

 3. Как перейти из состояния, в котором находиться в настоящее время организация, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных в будущем целей.

   Когда поставлены цели с учетом внешних факторов и оценены потенциальные ресурсные возможности организации, нужно определить путь достижения цели. Другими словами, руководители организации должны как в общих чертах, так и конкретно решить, что должно быть следовательно для выполнения поставленных целей. По сути, это и есть понятие стратегии как совокупности главных целей организации и основных способов их достижения.[10]



[1] Булгаков Ю.В. и др. Стратегия хозяйственного уравления. – Хабаровск, 1994. – 20с.

 

[2] Виханский О.С. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: «ГАРДАРИКИ», 2000. –39с.

 

[3] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 1999. -  67 с.

 

[4] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. – СПб.: «Наука», 1996. – 49с.

 

[5] Оуен А. Как осуществлять стратегию. Хрестоматия «Управление изменением». – М.: «ЛИНК», 1996. – 39с.

 

[6] Семь нот менеджмента. 5-е издание, доп. – М.: «ЭКСМО», 2002. – 53с.

[7] Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями: Хрестоматия «Управление изменением». – М.: «ЛИНК», 1996. – 58с.

[8] Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: «ТАНДЕМ», 1998. –167 с.

 

[9] Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1982. – 78 с.

 

[10] Забелин П.В., Основы корпоративного управления концернами. – М., 1998. – 60с.

 

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.