Быстрый переход к готовым работам
|
Метод КанбанСоперничество двух крупнейших мировых экономических систем - США и Японии в середине 80-х годов характеризовалось явным превосходством последней в области промышленного производства. Основой конкурентного преимущества японцев явилось резкое снижение издержек производства и, как следствие, рыночных цен на продукцию машиностроительной, электронной и других капиталоемких отраслей. Принятая американцами политика протекционизма в отношении собственных товаропроизводителей, как ответная реакция на дешевый импорт японских товаров, не давала желаемых результатов: азиатские конкуренты продолжали теснить североамериканских производителей на обоих полушариях планеты. Исследования, проведенные ведущими аналитиками и экономистами США и Европы в 1985-1987 гг., показали, что одним из основных условий превосходства японцев являются незначительные (минимальные) товарные запасы. Данный подход к организации производства позволил, в первую очередь, снизить инвестиционную базу, что в свою очередь значительно увеличивает доходность инвестиций (ROI) при прочих равных условиях. Позже система, используемая японскими менеджерами, получила название "точно в срок" (аббревиатура JIT), которая и была в дальнейшем положена наиболее успешными компаниями Америки в основу комплексного планирования потребностей в материалах (MRP). Сегодня данная система трансформировалась в особую экономическую дисциплину - логистику. JIT означает, что процесс производства должен быть организован таким образом, чтобы сырье и материалы были доставлены к месту производства в тот момент времени, когда в них возникает необходимость, а готовые изделия тут же отправлены заказчику или потребителю. Пример компании Тойота. Одним из классических примеров
претворения в жизнь метода "точно в срок" является фирма Тойота,
которая построила свой бизнес таким образом, что около 90% всех поставщиков
этого автомобильного монстра сосредоточены в предместье Тойото. При этом
подавляющее большинство комплектующих доставляются к месту сборки в течение
нескольких часов или минут до того как они будут использованы. Данное
обстоятельство позволяет компании значительно сократить операционные расходы и
избавиться от непроизводительного труда. Подобная организация конвейера требует
повышенных требований к качеству всех элементов производственного процесса:
наличие даже незначительного брака в комплектующих способно парализовать целую
производственную линию. Это еще раз доказывает, что управление
товарно-материальными запасами по системе JIT тесно взаимосвязано с
менеджментом качества TQM[4]. Статистический отчет, подготовленный
Национальной ассоциацией производителей США в В настоящее время этот
метод управления производством и запасами широко используется в Японии, Европе
и США. Основная идея метода
Канбан очень проста. Представьте себе некомпьютеризированный рабочий участок,
на котором необходимые для производства детали хранятся в двух контейнерах.
Когда один из контейнеров становится пуст, детали начинают поставляться из
второго контейнера. В это время пустой контейнер подлежит новому заполнению.
Таким образом, факт наличия пустого контейнера в производственной зоне - это
сигнал к началу пополнения запаса. Отличие от «компьютерного» управления по
точке перезаказа заключается в том, что минимальный уровень запаса определяется
не компьютером, а визуально, кладовщиком (мастером) цеха или склада. Именно
этот сотрудник контролирует наличие пустых контейнеров и заменяет их на полные,
перемещая пустые в зону пополнения (на предыдущий рабочий участок, склад
материалов, либо поставщику). |
|