Быстрый переход к готовым работам
|
Выбор каналов и методов сбыта, способа и времени выхода на рынок
Выбор каналов и методов сбыта на рынке практически полностью зависит от
характера товара. Каналы товародвижения могут быть трех видов: прямые,
косвенные и смешанные. Прямые
каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических
организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и
потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и
располагают ограниченными целевыми рынками. Прямой
контакт считается выгодным при следующих обстоятельствах: количество продаваемых изделий достаточно
велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт; потребителей немного, и они
расположены относительно на небольшой территории; изделия требуют
высокоспециализированного сервиса; объем каждой поставленной партии достаточен
для заполнения контейнера, вагона; имеется достаточная сеть собственных складов
на рынках, где предприятие ведет торговлю; изделия являются узкоспециальными
по назначению и/или производятся по техническим условиям потребителей; рынок
вертикален, т.е. изделия используются, хотя и в нескольких отраслях, но
немногими потребителями в каждой; цена часто колеблется; продажная цена много
выше себестоимости, что позволяет оправдывать расходы по прямому сбыту; при
упаковке изделия на месте использования нужно вносить каждый раз изменения в
конструкцию, учитывая специфику эксплуатации, что делает прямые контакты
неизбежными. При
налаживании прямого канала между производителем и потребителем может быть
использован агент, обеспечивающий интересы обеих стран. Использование
услуг агента для продажи будет оправдано, если: предприятие недостаточно сильно
в финансовом положении; после продажный сервис изделий незначителен по объему и
сложности; осуществляется выход на плохо изученный рынок; изделие можно
отгружать потребителю без предпродажного сервиса; количество сегментов
невелико. По мнению Филиппа Котлера [18] многие
компании зачастую уделяют слишком мало внимания каналам распределения своих
товаров, и это нередко приводит к большим потерям. Менеджеры, которые считают,
что функциями канала являются лишь транспортировка, хранение и доставка
продукции конечному потребителю, не в состоянии использовать каналы
распределения как мощное оружие в борьбе против конкурентов. Косвенные
каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к
незнакомому участнику-посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы
обычно привлекают предприятия и фирмы, которые в целях увеличения своих рынков
и объемов сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и
соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы
несколько ослабить контакты с потребителями. Как правило, в косвенном канале
посредником выступают организации оптовой торговли. Продажа
товара через оптовика используется в следующих случаях: -
рынок
горизонтален (множество потребителей в каждом секторе экономики) и требует
создания мощностей сбытовой сети, а средств для ее организации не хватает; -
рынок
разбросан географически, так что ни прямые контакты, ни работа агента не
являются рентабельными. Требуются
достаточно частые срочные поставки небольших партий изделий, если: -
разница
между продажной ценой и себестоимостью невелика, так что содержание
собственной сбытовой сети неоправданно; -
можно
значительно сэкономить на транспортных расходах, поставляя крупные партии
изделий небольшому количеству оптовиков. Смешанные
каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения, Их целесообразно
использовать при высокой концентрации рынка в одном районе, разбросе
потребителей в другом и небольшом спросе на продукцию одной номенклатурной
позиции. Важнейшими
каналами сбыта являются: -торговые
фирмы (оптовые, розничные, импортные, экспортные); -комиссионные
фирмы (консигнационные, индентные); -агентские
брокерские фирмы, а также посреднические рынки (биржи, аукционы, торги). Прямой
метод, предполагающий установление непосредственных связей между продавцом и
покупателем, используется преимущественно при сбыте товаров производственного
назначения. Косвенный
метод, предполагающий использование
торгово-посреднического звена, применяется в основном при реализации
потребительских товаров. При
выборе торгового посредника необходимо изучение следующих вопросов: -
объем
услуг, предоставляемых посредником производителю; -
отношение
посредника к торговой марке производителя; -
возможность
увеличения продаж при помощи посредника; -
расходы,
необходимые для поддержания посредника; -
местонахождение
посредника по отношению к клиентам; -
степень
соответствия практики посредника требованиям производителя; -
участие
посредника в мероприятиях по стимулированию продаж; -
финансовое
положение посредника; -
формы
управления посреднической фирмой; -
размер
расходов в связи с использованием посредника; -
объем
рекламной деятельности, осуществляемой посредником и условия ее оплаты; -
отношение
посредника к деятельности конкурента; -
регулярность
оплаты счетов посредником; -
объем
предоставляемой посредником информации о рынке; -
наличие
жалоб со стороны конечных потребителей на работу посредника; -
эффективность
операций, совершаемых через посредника. Торговые
посредники, особенно крупных фирм, обладают собственной сбытовой сетью -
дилерами; имеют свою материально-техническую базу - склады, магазины,
демонстрационные залы, мастерские по обслуживанию и ремонту; оснащены компьютерной
техникой, для постоянного учета, и контроля за количеством проданной через
магазины продукции, за наличием на складах запасных частей. Они имеют
возможность в считанные часы доставить нужную запасную часть дилеру в любую
точку. При
выборе каналов и методов сбыта выявляется, прежде всего, роль каждого канала в
общей программе производственного отделения, его эффективность, размеры
издержек обращения, система размещения складских и других обслуживающих
помещений, а также особенности ценообразования. Выбор
способа выхода на целевой рынок
предполагает решение вопроса о том, каким путем наиболее целесообразно
установить контакт с потребителем. При
сбыте товаров производственного назначения возможны направление потенциальному
покупателю письменного предложения, вступить в переговоры или рассмотреть
конкретное предложение продавца (оферту), а также установление личных контактов
на выставке, в демонстрационном зале. При
сбыте товаров потребительского назначения - это, прежде всего выбор наиболее
подходящего и надежного торгового посредника. Правильный
выбор способа выхода на рынок во многом
зависит от следующих факторов: наличие опыта работы на рынке; наличие деловых
связей с контрагентами на рынке; наличие подходящих посредников или других
торговых партнеров на рынке; известность и реноме фирмы на рынке; наличие
инфраструктуры на рынке и ее особенности. Важную
роль играют также степень монополизации рынка, торговые обычаи и практика
торговли, сложившаяся на рынке. При наличии картельных соглашений и сговоров
между фирмами-конкурентами важно знать и учитывать, за какой из фирм,
участвующих в картеле, закреплен тот или иной сегмент рынка. Выбор
времени выхода на целевой рынок во многом определяется правильностью оценки
уровня спроса и потребностей потребителей в товаре, с которым фирма
намеревается выйти на целевой рынок. Важную роль играют оценка конъюнктуры, а
также значение сезонных факторов. Решающую
роль в отдельных случаях играют подготовленность покупателей к восприятию
нового товара и уровень конкурентоспособности товара. |
|