У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Новые формы безналичных расчетов и их типология

Банковские услуги в настоящий момент являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности.

Многие из оказываемых банками специфических услуг непосредственно связаны (как говорилось выше) с применением телекоммуникационной среды, что дает возможность в режиме реального времени совершать практически любые расчеты как с физическими, так и юридическими лицами, в том числе и между банками. Необходимо отметить, что первым проявлением новых безналичных (электронных) расчетов были именно взаиморасчеты между банками. Следует также отметить, что термин электронные расчеты уже подразумевает их безналичность.

В системе новых безналичных расчетов участвует и соответствующая денежная единица. Речь идет об электронных деньгах (e-Money).

Впервые идея электронных денег была предложена еще в конце 70-х годов американским специалистом Дэвидом Чоумом.

Термин «электронные деньги» зачастую используется в отношении широкого спектра платежных инструментов, базирующихся на инновационных технических решениях в сфере реализации безналичных расчетов.

Под понятием «электронные деньги» некоторые ошибочно понимают традиционные различные банковские карты. Главная причина ошибочности такого суждения – отсутствие точного определения поня­тия «электронные деньги».

В опубликованном в октябре 1996 года докладе «Сложности для центральных банков, возникающие в связи с развитием электронных денег», подготов­ленном Банком международных расчетов, элек­тронные деньги трактуются как «денежная стои­мость, измеряемая в валютных единицах, хранимая в электронной форме на электронном устройстве, находящемся во владении потребителя». Наиболее же распространенная формулировка электронных денег на сегодняшний день – это цифровой эквивалент наличных денег [36].

Вся система новых форм безналичных расчетов имеет общее название – электронная коммерция или система е-Commerce.

Электронная коммерцияэто форма ускорения большинства финансовых бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом, т.е. поставки продукции (работ, услуг), при которой выбор и заказ последних осуществляется через телекоммуникационную сеть посредством электронного устройства, а расчеты между покупателями и поставщиками осуществляются с использованием электронных документов и электронных средств платежа при помощи финансово-кредитных организаций (банков).

Типология новых форм безналичных расчетов обширна и объединяет в себе множество различных форм, технологий и систем взаиморасчетов, но в общем случае делится на два основных звена: межбанковские платежные системы и расчеты между банками и физическими и/или юридическими лицами. Более наглядно типология новых форм безналичных расчетов изображена на рисунке Б.1 (приложение Б).

Звено «а» системы e-Commerce создано с целью ускорения денежного оборота, улучшения кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшения издержек, связанных с выполнением платежных операций. В развитых странах данное звено начали применять уже с середины 70-х годов.

Во многих странах существуют собственные системы осуществления межбанковских операций, например:

        в России – это электронная система межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР)

        в Соединенных Штатах Америки таких систем три: а) Сеть федеральной резервной банковской системы (FedWire), б) Межбанковская платежная сеть (CHIPS), в) Сеть для обслуживания частного коммерческого сектора (BankWire);

        в Великобритании используется две системы: Межбанковская платежная сеть (CHAPS) и Телекоммуникационная банковская система (BACS);

        во Франции – это Телекоммуникационная клиринговая система (SIT);

        в других европейских странах (Германия, Италия, Испания, Голландия и др.) действует Трансевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов (TARGET).

Так или иначе, в системе осуществления безналичных банковских расчетов посредством телекоммуникационной среды особое место всегда отводилось интеграции данных мероприятий. В связи с чем возникла необходимость создания единой банковской сети. Данная проблема была решена еще 3 мая 1973 года, когда в Брюсселе представители 239 крупнейших банков Европы и Северной Америки основали и зарегистрировали консорциум под названием SWIFT (Society for WorldWide Interbank Financial Telecommunication) – Сообщество Всемирных Межбанковских Финансовых Телекоммуникаций, предназначенный для проектирования, внедрения и регулирования международной телеграфной сети, передающей и распределяющей потоки международных финансовых переводов между членами этой организации.

Все выше перечисленные банковские системы работают по примерно одинаковой схеме, поэтому, более подробно рассмотрим Всемирную.

В настоящее время в системе SWIFT участвуют свыше шести тысяч банков из 177 стран мира. Создателями данного консорциума была проведена работа по созданию и согласованию стандартного языка общения между банками-членами сообщества, что позволило производить автоматическую обработку поступающих сообщений.

Основу системы SWIFT составляют три распределительных центра в Брюсселе, Амстердаме и штате Вирджиния (США), которые оборудованы двойными процессорами, каждый из которых в отдельности может регулировать поток поступающей информацию. Каждая страна-член SWIFT имеет свой национальный узловой пункт (концентратор сообщений), который связан телефонными линиями с одним из распределительных центров и вместе с линиями является собственностью SWIFT. Банки-члены сообщества подключаются  к концентраторам по местным линиям связи своей страны. Правила SWIFT требуют, чтобы входящая в нее организация «занималась тем же самым видом бизнеса, что и остальные, и принимала участие в международных передачах телеграфных финансовых сообщений». Организация SWIFT формально является бельгийским кооперативным обществом, зарегистрированным в Брюсселе. Она полностью принадлежит банкам-членам SWIFT, а ее акции распределены пропорционально числу телеграфных сообщений, поданных банком через телеграфную сеть SWIFT. При вступлении в организацию каждый банк-член платит три разовых взноса:

        разовый взнос за вступление в ряды всемирной банковской сети;

        разовый взнос за подключение к региональному процессору (Брюссель, Амстердам, Нью-Йорк, Вена, Копенгаген, Лондон, Люксембург, Милан, Монреаль, Осло, Париж, Стокгольм, Франкфурт, Хельсинки, Цюрих);

        за оборудование средств связи и обучение пользованию ими.

Также за пользование услугами системы с каждого банка ежеквартально взимается абонентская тарифная плата, постоянно регулируемая организацией. Банки-члены SWIFT оплачивают стоимость пересылки телеграфных сообщений региональному процессору.

Система  SWIFT дает возможность осуществлять следующие виды переводов:

        клиентские переводы;

        банковские переводы;

        извещения дебетовые и кредитовые;

        валютно-конверсионные операции;

        кредитно-депозитные операции;

        выплаты процентов;

        выписки со счета.

Для каждого вида сообщения разработан свой специальный формат, в котором указывается количество обязательных или произвольных реквизитов в сообщении.

Основным достижением SWIFT является создание и использование специальных стандартов банковской документации, признанных международной организацией стандартизации. Унификация банковских документов  позволила избежать сложностей и ошибок, которые вызывались расхождениями в традициях их оформления в разных странах, а также затруднений языкового характера.

На сегодняшний день под эгидой Общества международных межбанковских расчетов с целью модернизации и объединения в дальнейшем всего множества банковских систем взаиморасчетов разработана более совершенная система SWIFT-2, которая сейчас осваивается во многих странах.

Теперь рассмотрим Звено «б» системы e-Commerce и его составляющие. Стоит отметить, что данное звено динамично развивается в последние годы как зарубежом, так и в России, а Блок «1» данного звена стал «переходным местом» в развитии всего Звена «б».

Первая составляющая – это банковские пластиковые карты, которые в последнее время стали неотъемлемой частью в сфере безналичных расчетов.

Пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров (услуг), а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли (сервиса) и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (приемную сеть).

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85,6 мм53,9 мм0,76 мм), изготовленную из специальной «условно-устойчивой» к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Одна из основных функций пластиковой карточки – обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы. Для этого на пластиковую карточку наносятся логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей карточку, имя держателя карточки, номер его счета, срок действия карточки и др. Кроме этого, на карточке может присутствовать фотография держателя и его подпись. Алфавитно-цифровые данные – имя, номер счета и др. – могут быть эмбоссированы, т.е. нанесены рельефным шрифтом. Классификация пластиковых карточек по ряду основных показателей представлена в таблице В.1 (приложение В).

Вторая составляющая рассматриваемого блока – денежные переводы посредством различных систем. Первой из которых является обычный банковский перевод посредством телекоммуникационной среды, т.е. это перевод денежных средств со счета на счет (при помощи использования старых форм безналичных расчетов, например, платежного поручения).

Третья составляющая блока – переводы наличности в системах Western Union и Money Gram – это денежные переводы наличных денежных средств осуществляемые практически в режиме реального времени – несколько минут.

Система Western Union действует в 185 странах. Включает свыше 94 тыс. пунктов обслуживания клиентов, в том числе свыше 2600 пунктов в странах СНГ и Балтии. Сеть системы Money Gram насчитывает 35 тыс. точек обслуживания почти в 140 странах мира.

Скорость перевода в обеих системах – несколько минут. Клиенту нет необходимости открывать банковский счет или оформ­лять пластиковую карточку. Получателю достаточно лишь предъявить паспорт и заполнить простой бланк, а отправителю даже не нужно предъявлять никаких документов. Но все же переводы в данных системах – дорогое удовольствие, например, при переводах по системам:

        Western Union любой суммы до 50$ (даже 1 цен­та – такое теоретически возможно) необходимо будет запла­тить 15$. Выгодно переводить лишь большие суммы: например, при переводе 2000$ придется заплатить $100;

        Money Gram суммы меньше $50 – $20, при переводе $10000 – $300.

Переходим к рассмотрению Блока «2» – Интернет-коммерция                  (i-Commerce) – динамично развивающегося последние 10 лет.

Интернет-коммерция – это разновидность электронной коммерции с «ограниченной сферой деятельности» – только в рамках глобальной сети Интернет.

Все многообразие новых форм безналичных расчетов так или иначе связаны друг с другом, а в некоторых случаях дополняют друг друга. Речь идет о первой составляющей этого блока – карточных платежных системах. Вся система функционирования электронной наличности постоянно связана со сферой предоставляемых услуг (Блок «4»), в состав которой входят электронные «торговые точки» – Интернет-магазины (Web-shops). Некоторые из них используют процессинг пластиковых карт, т.е. прием платежей по банковским пластиковым картам, как основную форму оплаты товаров (услуг). Такую возможность продавец может осуществить 2-мя путями:

1)            Получив собственный специальный банковский счет типа                «Merchant Account»     (в пер. с англ. – счет продавца) – это транзитный счет в банке, куда поступают деньги, полученные продавцом с пластиковых карт покупателей. С определенной периодичностью деньги с Merchant Account переводятся на текущий (расчетный) счет продавца. Merchant Account включает в себя как торговый счет, так и весь комплекс услуг по приему оплаты с кредитной карточки (предоставление аппаратных средств по приему кредиток, проведение авторизации карточек, проведение расчетов с банком-эмитентом карточки, зачисление денег на торговый счет продавца и т.д.), а также берет на себя ответственность за сохранность получаемых данных от плательщиков. Без Merchant Account юридическое лицо не имеет право принимать платежи по пластиковым картам.

2)            Работать через так называемых MAP-посредников (Merchant Account Provider) – посредников, занимающихся получением счетов типа «Merchant Account» или «Person-to-Person» для своих клиентов. У данного способа есть свой недостаток – более высокий процент за обслуживание.

Карточные платежные системы – это сторожилы Интернет-расчетов, поэтому их существует достаточно много и в России и зарубежом. Основные из них представлены в таблицах Г.1 и Г.2 (приложение Г). И, как правило, все они взаимодействуют с «внешней» средой практически по единому принципу, который более подробно (на примере системы «SyberPlat» – совместного продукта АКБ «Платина» и Санкт-Петербургской компании «РекСофт», функционирующей по торговой маркой «Аssist») представлен на рисунке Д.1 (приложение Д).

Работа по процессингу пластиковых карт физических лиц с использованием Merchant Account не допускается, поэтому решена эта проблема была только с введением банковских счетов типа                           «Person-to-Person» [1]. В сущности, данный счет используется также как и счет «Merchant Account», за исключением того, что предо­ставляется он лишь частным лицам и предназначен для взаиморасчетов между ними. Но, к сожалению, ни одна из таких систем не работает в России, а многие вообще ограничиваются Соединенными Штатами Америки.

Переходим к рассмотрению второй составляющей блока – дебетовые схемы (или некарточные платежные системы). Это такие системы, в которых покупатель регистрируется, открывает счет, переводит на него деньги, а потом уже ими пользуется. Эти системы надежнее, так как не приходится  при каждой покупке товара раскрывать параметры своей пластиковой карты. Плата за транзакции[1], как правило, на 2-4% меньше чем при процессинге. На самом деле переводов денег со счета на счет в таких системах нет. Все деньги всех участников системы лежат на счете в банке, а вместо реальных транзакций ведется журнал их перемещений между разными участниками. Сравнительные характеристики некоторых некарточных платежных систем приведены в таблице Е.1 (приложение Е), а схема прохождения платежа за покупку товара в некарточных платежных системах изображена на рисунке Ж.1 (приложение Ж).

Далее рассмотрим третью составляющуюсистемы электронного (удаленного) банкинга (e-Banking), которых существует 2 вида: Интернет-банкинг (i-Banking) и Интернет-трейдинг (i-Trading).

Интернет-банкинг – это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными) через сеть Интернет.

Услуги интернет-банкинга включают в себя следующие возможности:

        осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);

        оплачивать счета за связь (IP-телефония, сотовая и пейджинговая связь, интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);

        производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте на любой счет в любом банке;

        переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через интернет-магазины;

        покупать и продавать иностранную валюту;

        пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;

        открытие различных видов счетов и перевод на них денежных средств;

        получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;

        получать информацию о поступивших платежах в режиме on-line;

        получать информацию об осуществленных платежах и при необходимости отказаться от неоплаченного платежа;

        другие дополнительные услуги: возможность подписки на журналы и газеты, брокерское обслуживание (покупка (продажа) ценных бумаг, создание инвестиционного портфеля, возможность участия в паевых фондах банка, участие в электронных торгах).

Системы Интернет-банкинга представлены в основном банковскими разработками (или разработками специальных фирм) «Клиент-Интернет-Банк», которые используются и в России и зарубежом, хотя в России использование средств интернет-банкинга в значительной мере пока является не бизнесом (как зарубежем), а похвальным стремлением к новаторству. Так, по данным исследования, проведенного компанией «Интернет-Маркетинг» на 1 января 2002 года, в российских банках установлено 323 интернет-системы (с учетом систем, находящихся в опытной эксплуатации). Реально же функционирующих полноценных систем интернет-банкинга на рынке намного меньше. Реально же функционирующих полноценных систем интернет-банкинга на рынке намного меньше (приложение И, таблица И.1) [73].

Современные Интернет-технологии позволяют банкам часть своих услуг возвести на новый уровень, тем самым привлечь новых клиентов и снизить затраты по их обслуживанию. Стоит заметить, что деятельность банков в сети ограничивается не только организацией платежей и прямого доступа к счету. Некоторые из них оказывают брокерские услуги (Интернет-трейдинг) и дают возможность получения кредита непосредственно через сеть Интернет.

Интернет-трейдинг – это услуга, предоставляемая инвестиционным посредником (банком или брокерской компанией), которая позволяет клиенту осуществлять покупку или продажу ценных бумаг и валюты в реальном времени через сеть Интернет.

Обычно эта услуга подразумевает:

        непосредственно возможность покупки (продажи) финансовых активов в реальном времени;

        создание инвестиционного портфеля инвестора;

        возможность участия клиента во взаимных фондах;

        предоставление клиенту часто обновляющейся финансовой информации: котировки ценных бумаг и курсы валют;

        предоставление клиенту аналитических статей, графической информации, помощи профессионалов и т.д.



[1] Транзакция (transaction) – банковская операция, состоящая в поэтапном переводе денежных средств с одного счета на другой.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.