Быстрый переход к готовым работам
|
Развитие механизма мотивации в школах управления
Для полноценного и гармоничного развития фирмы и ее бизнеса необходим системный подход к управлению
ее персоналом и деятельностью.
Менеджмент, как система управления и теория менеджмента зародились в том виде, в котором они
функционируют и в
настоящее время. Сейчас существуют различные школы управления со своими принципами и тактикой
управления. Основные школы управления. Классическая школа. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов работы и орудий труда. Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если можно на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда возможно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали ночные принципы организации рабочего места. Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная". Разновидностью, классической школы управления является "административная школа". Она
занималась изучением вопросов роли и функций
менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные
методы руководства. Одним из пионеров
разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс
управления на пять основных функций, которые
мы до сих пор используем в управлении
организацией: это планирование,
организация, подбор и расстановка кадров,
руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г.
было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой
представляют систему взаимосвязей, серию взаимосвязанных непрерывных действий –
функций управления. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать
самостоятельным результатом науки управления, «администрирования», (отсюда и
название «административная школа»). Не случайно американцы называют француза А.
Файоля отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:
разделение труда; авторитет и
ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства;
подчинение частного интереса общему; баланс между централизацией и
децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок. В этот
механизм уже вошли такие понятия как справедливость; доброта и порядочность;
устойчивость персонала; инициатива, вознаграждение за труд. Из других представителей
«административной школы» можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию
"менеджмент персонала", или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера,
предложившего концепцию "рациональной
бюрократии" (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение,
согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. Основная черта "классической школы" (научной и административной) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления. "Классическая школа" - один из первых камней в фундаменте
мировой управленческой
науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли. Таким образом вопрос мотивации получил дальнейшее развитие. Школа
"человеческих отношений" Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике. Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется. Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом, воздействуя на такую систему, можно улучшить результаты труда. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения активизации ее человеческих ресурсов. Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и
разработавшую теорию лидерства.
Большой вклад в развитие школы
"человеческих отношений" был сделан в 40-60-е гг., когда учеными-бихевиористами
(от англ. behaviour - поведение) было разработано
несколько теорий мотивации. Таким образом, механизм мотивации продолжает изучаться, разрабатываются разные теории, которые исследуются в той или иной мере в практическом менеджменте. Школа управленческой науки. Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е г.г. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация рада управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и 1 выявить наиболее сильные зависимости (корреляции). В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений. С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией. |
|