Быстрый переход к готовым работам
|
Модификации готических элементов
Рассматривая
готику как раннюю разновидность массовой литературы, мы должны ответить на
вопрос, какой потребностью общественного сознания вызвано ее существование. В
увлечении готикой, безусловно, проявились чувства растерянности, сомнения,
неуверенности переходной эпохи. Но в таком случае с изменением исторической
ситуации, наступлением новой эпохи это увлечение должно было постепенно
сойти на нет. Между тем и после 1820 г., обычно считающегося датой
окончания «классического периода» существования готического романа, готические
повествования сохраняют свою популярность, вступая в новые связи с
реалистическим романом, позже с неоромантическим романом, переходя и в ХХ
столетие. Готический жанр
продолжался не столько в сочинениях, сколько в воздействии его элементов на
прозу ХIХ и ХХ веков. Модификации готических элементов нашли
широчайшее применение и в родственных жанрах. Прежде всего, в разбойничьих
романах и в романах о тайных обществах. Элементы готики распространились, в том
числе на произведения нравоописательные, бытовые и исторические. Половодье
литературы ужасов и тайн заявляет о себе на закате эпохи Просвещения. Детектив
— ее секуляризировавшийся отпрыск. Эдгар Аллан По
разделил «готический роман» на два новых жанра:
триллер и детектив. «Триллер (от англ. thrill нервная дрожь,
волнение), особый тип приключенческих фильмов, литературных произведений, в
которых специфические средства должны вызвать у зрителей или читателей
тревожное ожидание, беспокойство, страх»[1]. Семена,
брошенные Э. По, упали на благодатную почву и триллер превратился в один из
наиболее популярных жанров. В 20-е — 40-е годы XX
века в триллере произошла революция. Он разделился на два направления — хоррор
и саспенс*. Родоначальник
хоррора Говард Филипп Лавкрафт наполнил свои мистические истории древними
демонами, зомби, загадочными чудовищами, доводившими читателя до исступления.
Хоррор наибольшего расцвета достиг в ХХ веке. Имена отцов-основателей и
популяризаторов этого жанра знают сейчас почти все любители литературы – Стивен
Кинг, Клайв Баркер, Дин Кунц, Роберт Маккамон, Рей Бредбери и другие. Саспенс,
прежде всего в лице творений ученика Лавкрафта Роберта Блоха, стал частью криминального жанра. Артур Конан-Дойль писал
детективные новеллы, выстроенные по образцу готического романа, и даже
разрешение тайны научными выводами не снимает напряжения ужаса «Собаки
Баскервилей» или «Знака четырех». Гилберт Кит Честертон создал несколько
великолепных мистических романов – и он же в цикле рассказов об отце Брауне
разбил классические «готические» интриги методом дедукции и рационалистической
логики. В произведениях этих авторов уже прослеживается детективное начало и
ярко выделяется специфическая черта детективного жанра – четкая логика в раскрытии
сюжета. Готический
роман – целостная и хорошо структурированная система, порожденная
предромантической эстетикой и философией. Последняя предопределила характер
конфликта, расстановку действующих лиц, иерархию мотивов и сумму
повествовательных приемов. Она создала и специфические романные модели,
воспринимаясь или отвергаясь последующей литературой. Эти модели могли
разрушаться как целостное образование, обогащая традицию отдельными своими
элементами. |
|