Быстрый переход к готовым работам
|
Юность, выбор профессии, первые шаги на профессиональном поприще
Не
вызывает сомнения, что кроме семьи, ближайшего окружения на человека оказывает
большое влияние та историческая эпоха, то время, когда он рос и взрослел.
"Эпоха, на которую пришлось мое детство и юность, была трагической,
жесткой, страшной - вспоминал А.Д. Сахаров - Но было бы неправильно
ограничиться только этим. Это было время также особого массового умонастроения,
возникшего из взаимодействия еще не остывших революционного энтузиазма и
надежд, фанатизма, тотальной пропаганды, реальных огромных социальных и
психологических изменений в обществе, массового исхода людей из деревни - и,
конечно, - голода, злобы, зависти, страха, невежества, эрозии нравственные
критериев после многих дней войны, зверств, убийств, насилия. Именно в этих
условиях сложилось то явление,
которое в СССР официально деликатно называют "культ личности".[1]
А.Д.Сахаров из разговоров взрослых уже в начале 30-х г.г. имел некоторые
сведения о происходивших в стране событиях. Он многого еще не мог тогда понять, но все это имело большое значение для
формирования его мировоззрения, а также последовавшей много лет спустя эволюции
позиции и взглядов. Годы
учебы в школе А.Д.Сахаров по желанию родителей чередовал с домашним,
индивидуальным обучением. Именно в этот период развился и окончательно окреп
интерес Андрея Дмитриевича к физике, точным наукам. Он с отличием окончил школу
в 1938 г. и тогда же поступил на физический факультет Московского университета.
Как вспоминал сам Сахаров: «Как
отличник я имел право поступить в вуз без экзаменов. Уже потом от своих
однокурсников я наслушался об ужасах приемных экзаменов, об огромном конкурсе;
я думаю, что, верней всего, я бы не прошел этого отбора, требовавшего таких
психологических качеств, которыми я не обладал»[2]. «Университетские годы для меня резко
разбиваются на два периода - три довоенных года и один военный, в эвакуации. На
1-3 курсах я жадно впитывал в себя физику и математику, много читал
дополнительно к лекциям, практически больше ни на что времени у меня не
оставалось, и даже художественную литературу я почти не читал. Я с большой
благодарностью вспоминаю своих первых профессоров - Арнольда, Рабиновича,
Нордена, Млодзеевского (младшего), Лаврентьева (старшего), Моисеева, Власова,
Тихонова, доцента Бавли. Профессора давали нам очень много дополнительной
литературы, и я каждый день по многу часов просиживал в читальном зале. Вскоре
я стал пропускать ради читалки более скучные лекции. На первых курсах больше
всего нравилось преподавание математики. В общем курсе физики меня очень мучили
некоторые неясности. Они, как я думаю, происходили от недостаточной
теоретической глубины изложения более сложных вопросов. Из университетских
предметов только с марксизмом-ленинизмом у меня были неприятности – двойки,
которые я потом исправлял. Их причина была не идеологической. Но меня
расстраивали натурфилософские умствования, перенесенные без всякой переработки
в ХХ век строгой науки. Газетно-полемическая философия “Материализма и
эмпириокритицизма” казалась мне скользящей по касательной к сути проблемы. Но
главной причиной моих трудностей было мое неумение читать и запоминать слова, а
не идеи».[3] Окончил
его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 г., в эвакуации в Ашхабаде.[4] В
университете Андрей Дмитриевич начал формироваться как физик-теоретик. Этому во
многом способствовали его учителя, лекции и занятия которые давали
фундаментальную подготовку молодым советским физикам. Это профессора Арнольд, Рабинович,
Норден, Млодзеевский (младший), Лаврентьев (старший), Моисеев, Власов и др.[5] Однокурсники
А.Д.Сахарова вспоминали позднее, что "Андрей Дмитриевич не был ни
"дубом", ни самым блестящим студентом на нашем курсе. Правда, необычную силу его и преподаватели,
и студенты поняли очень скоро. А вот его самого, пожалуй, не понимали. Просто
не понимали, потому, что способ рассуждений, его логические ступени всегда были
гораздо крупнее, чем ступени обычных людей... Когда он рассуждал, что по отношению
к нам (а у нас был сильный курс) он находился примерно в таком положении, как
мы с вами к типичному философу, привыкшему рассуждать по закону формальной
логики... Многое, что для окружающих нуждалось в ступеньках, для Сахарова было
очевидно...".[6] Получив
диплом со специальностью. "Оборонное металловедение" А.Д.Сахаров был
направлен на военный завод в город Ковров и выехал по назначению".[7] «Опять
поездка через пораженную войной страну. Несколько пересадок, переполненные
вокзалы и поезда. Спал, лежа на чемодане между скамейками. меня приняли в
отделе кадров, поместили на постой и
велели зайти к ним через несколько дней. Фактически я прожил в Коврове около
десяти дней. К концу моего пребывания в Коврове
мне выдали направление в Министерство Вооружения [Народный комиссариат
вооружений] в Москве, в котором было написано, что завод не может предоставить работу по
специальности».[8] В
сентябре 1942 г, по направлению Наркомата вооружении А.Д.Сахаров прибыл на патронный
завод в Ульяновск. Две недели ему пришлось работать на лесозаготовках в глухой
сельской местности под Мелекессом.[9] Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, "с
этими днями связаны мои первые, самые острые впечатления о жизни рабочих и крестьян,
в то трудное время".[10]
Везде чувствовалось огромное напряжение людей, связанное с войной, с
трагическим событиями, происходившими на фронте, с трудностями жизни в тылу. Вернувшись
в сентябре 1942 г. на завод в Ульяновск, А.Д.Сахаров работал там сначала
младшим технологом в заготовительном цехе, а затем, с 10 ноября 1942 г.,
инженером-изобретателем в Центральной заводской лаборатории. Здесь он занимался
"разработкой прибора контроля бронебойных сердечников на полноту закалки,
на наличие продольных трещин, магнитными методами контроля, оптическим методом
определения марок стали, экспресс-методом определения марок стали, основанным
на использовании термоэлектрического эффекта"[11] и др. разработками. Все эти изобретения
существенно облегчали выпуск качественной продукции. В 1944 г. Андрей
Дмитриевич "стал усиленно заниматься теоретической физикой по учебникам".[12] Тогда
же он "написал несколько статей по теоретической физике и направил их в
Москву на отзыв".[13] Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, "эти
первые работы никогда не были опубликованы, но они дали мне то чувство
уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому научному
работнику".[14] Безусловно,
данный этап в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова, был отправной точкой для
развития его как ученого, так и общественного деятеля. Ведь именно в детском и
юношеском возрасте начинают формироваться и складываться жизненные принципы. Благодаря
родителям, Андрей Дмитриевич получает хорошее образование и с легкость
поступает в университет. Немалую роль в становлении Сахарова, как ученого
играют Вузовские преподаватели, которые помогают ему с отличием окончить
университет и начать работу в качестве физика-теоретика. [1] Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 17. [2] Там же. С. 59 [3] Там же. С.59-61 [4] Бабенышев А., Лерт Р. и др. Сахаровский сборник - 1981. М.:Книга.1991.С.15. [5] Сахаров А.Д. Воспоминания. С.28. [6]Левин М.Л. В поучение. // Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. Сборник. 1, :Терра,"Книжное обозрение". 1991. С.46-47. [7]Сахаров А.Д. Воспоминания. С.37. [8] Там же. С. 79-80 [9]Там же. С.38 [10]Там же. С. 15. [11]Там же. С.41,45,46. [12] Там же. С.45. [13] Сахаров А.Д. Воспоминания. С.47. [14] Там же. С15-16. |
|