Быстрый переход к готовым работам
|
Состав и свойства информационных объектов
Первое, на что стоит обратить внимание при рассмотрении системы - это состав ее информационных объектов. Они характеризуют информационную мощность системы - определяют, какими понятиями и в какой степени детализации можно оперировать при выполнении работ по бюджетированию. 1.
Измерения бюджетных
планов статей. Планирование и анализ бюджета - как правило, многомерная задача.
Одни и те же цифры требуется рассматривать в разрезе организационно-штатной или
финансовой структуры, в различных финансовых инструментах, в разрезе
поставщиков, потребителей, продуктов и услуг. Все эти измерения бюджетных
статей должны характеризоваться соответствующими справочниками. Как минимум,
этих справочников в системе должно быть четыре:
2.
Статьи бюджета в
разрезе перечисленных выше справочников объединяются в планы статей по своему
назначению. Их должно быть как минимум три: бюджет доходов и расходов, бюджет
движения денежных средств, а также бюджет активов и пассивов (баланс). Но, как
правило, для более полного учета специфики работы предприятия, реализации
определенной методики бюджетирования и создания удобных в эксплуатации рабочих
мест применяются исходные и производные планы: ·
бюджет продаж и бюджет
закупок, в стоимостном и натуральном выражении, определяющие бюджет
операционной деятельности (прямые доходы и расходы), бюджет размещения и
привлечения ресурсов, бюджет по бизнес – направлениям, бюджет проектов - это
далеко не полный список видов бюджетов, применяемых для построения бюджета
доходов и расходов; ·
смета капитальных
вложений, план резервов, определяющие косвенные расходы и другие виды расходов,
необходимые для получения общей картины доходов и расходов и движения денежных
средств; ·
бюджет движения финансовых
ресурсов - специфичный для кредитных учреждений план, бюджет движения товаров,
запасов, бюджет задолженности (БДДС в разрезе дебиторов и кредиторов),
платежный календарь - средство контроля расходования средств; ·
а также:
управленческий баланс, финансовый план и другие вспомогательные таблицы,
облегчающие расчет финансовых результатов. У бюджетных статей могут присутствовать следующие свойства: ·
Хранение значений во
временных периодах - день, месяц, квартал, год - для обеспечения различных
режимов планирования и учета (год по кварталам, квартал по месяцам и т. д.), а
также для выполнения всестороннего анализа бюджета. ·
Неограниченная
иерархия статей бюджета - для обеспечения процессов агрегации и «сверления»
информации (drill down) при анализе структуры бюджета. ·
Собственное и
консолидированное состояние, план, факт, отклонение - абсолютное и процентное. ·
Возможность учета
значений статьи в разных валютах и натуральном измерении. ·
Дополнительная
аналитика статей, необходимая для реализации таких возможностей, как, например,
учет остатка невыполнения плана в условиях его перевыполнения внеплановыми
операциями. ·
Проводки по бюджетным
статьям, позволяющие документировать изменение значений статей. 3.
Первичная информация,
используемая при расчете плановых и фактических значений бюджетных статей. Ее
наличие в системе бюджетирования является признаком развитых систем. Она
устраняет ограничения «табличного» представления информации о бюджете,
реализованного только в виде планов статей. К первичной информации для бюджетирования
относятся: ·
Бюджетные строки и
бюджетные документы, заявки, сметы, контракты, договора, платежные документы и
другие виды документов, на основании которых выполняется расчет значений
статей. ·
Объекты поддержки
финансовой логики: аналитические и синтетические бухгалтерские счета с
проводками, счета управленческого учета, механизмы двойной записи, показатели,
нормативы. |
|