Быстрый переход к готовым работам
|
Определение, формы проявления и правовые аспекты общественного протеста. Роль СМИ в освещении протестных явлений
Протест представляет собой одно из направлений
социальной активности, как проявление несогласия, инакомыслия, как
оппозиционная деятельность, соответствующее политическое поведение. Любое
сопротивление – ненасильственное, мирное или насильственное, вооруженное, -
начинается с протеста. И только когда духовный протест реализуется в каком-либо
виде деятельности, социальной активности, только тогда начинается процесс
сопротивления[1]. Понятие «протест» зачастую охватывает
достаточно широкий круг явлений. Исследователями отмечается, что к социальному
протесту может быть отнесено и «оспаривание», «отрицание» всей социальной
деятельности, самих принципов общественно-политической жизни, и возмущение
существующими порядками и институтами власти в целом, и выступления лишь против
определенных тенденций в их политике или способов ее осуществления. Часто общее
понятие «социальный протест» относится к характеристике явлений, различных по
своей массовой базе, по своему социально-классовому облику, и по своей силе, по
своей интенсивности, и по специфике возбуждающих их факторов[2].
В основе протеста лежит социальное недовольство в широком смысле слова
условиями жизни, перспективами их изменения, характером взаимоотношений
населения с органами власти и т. д[3]. Факторы, воздействующие на поведение населения,
можно разделить на четыре основные группы: экономические, политические,
информационные и социальные. Под экономическими подразумеваются
факторы, непосредственно влияющие на материальное положение людей: размер их
заработной платы и задолженность предприятий по ее выплате, а также общий рост
цен. Говоря о политических факторах, имеется
в виду то, что активность отдельных партий и движений, политических и
профсоюзных лидеров может существенным образом повлиять на протестный потенциал
населения. Как пишет Ю. Левада, «главная проблема массового недовольства и
протеста – это проблема использования ее различными организованными силами
«элитарного» происхождения. То, что принято было называть «борьбой за массы»,
по сути дела, всегда и везде сводилось к конкуренции за использование массового
недовольства в интересах определенной элитарной группы»[4]. Информационное воздействие – это воздействие на людей со стороны средств
массовой информации. Очень часто газеты, радио и телевидение преподносят факты
в искаженном виде, сгущая краски,
нагнетая массовую истерию, ловко манипулируя общественным мнением[5]. Наконец, последняя группа переменных охватывает
такие явления, как безработица, преступность, национальные конфликты и т.п.,
дающие представление о социальной стабильности в обществе [6]. Решительное возражение против чего-либо – такое толкование протеста дается в словаре С.
И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой[7]. Иными словами, можно сказать, что общественный
или социальный протест – это проявление коллективного недовольства и несогласия
с кем-то или чем-то. Появление протеста подразумевает наличие
противоположных интересов. Обостренные противоречия порождают социальное напряжение, которое нередко перерастает в
конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных
целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые
действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к
власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного
мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых
акциях социального протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного
поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и
стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы
ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают
политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей
по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам[8].
Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги,
демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Перечисленные действия являются
акциями. Акция - это деятельность, выступление, которое предпринимается для
достижения какой-либо цели. Особенность перечисленных акций состоит в том, что
они являются коллективными. Коллективные действия - это совместные
выступления людей в защиту своих общих интересов, например, демонстрация в
поддержку какого-то общего дела. Уровень активности участников акций бывает
разный: одни участвуют весьма интенсивно; другие оказывают пассивную и
нерегулярную поддержку. С точки зрения Чарльза Тилли социальные
движения начинают развиваться как средства мобилизации групповых ресурсов в том
случае, когда у населения отсутствуют институциональные формы выражения своего
мнения либо когда власти выступают с решениями, затрагивающими положение людей.
Возможность участия социальных групп в политических отношениях играет основную
роль в определении того, будут ли их члены использовать разные формы
социального движения для достижения своих целей[9]. Социальные движения могут проводиться как в
поддержку решений властей, так и в форме протеста против их решений. Протест
может выражаться в открытой конфронтации с властями - "выход на
улицы". Деятельность такого рода способна повлиять на существующую систему
власти только в том случае, если за ней стоят организованные группы. Каждая из этих форм употребляется в
определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных
задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны
четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией, и какова
общественная поддержка тех или иных требований. Что касается правовой стороны общественного
протеста, то она отражается в Федеральном законе "О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 г[10]. Целью
свободы собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования является
обсуждение проблем, касающихся политики органов государственной власти, решений
органов и должностных лиц местного самоуправления или протеста против них,
стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием
общественности, принудить органы государственной власти и местного
самоуправления к принятию каких-либо решений. Конституционное право на свободу собраний,
митингов, шествий, демонстраций и пикетирований является важным элементом
народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства, как на
общефедеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления. В силу этого перечисленные конституционные свободы относятся к
категории политических прав и свобод, субъектами которых являются в основном
граждане России. Согласно ст. 5 Закона организаторами собрания,
митинга, шествия, демонстрации и пикетирования могут быть один или несколько
граждан Российской Федерации, а также политические партии, другие общественные
объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные
структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и
проведению публичного мероприятия. При этом организатором демонстрации, шествий
и пикетирования вправе быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста
18 лет, митингов и собраний - 16 лет. Установление возрастного ценза для
организаторов собраний и митингов можно объяснить тем, что по достижении 16 лет
наступает административная ответственность, которая возможна для организаторов
перечисленных публичных мероприятий. Участниками публичного мероприятия признаются согласно ст.
6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. граждане, члены политических партий,
члены и участники других общественных объединений и религиозных организаций,
добровольно участвующие в нем. Возраст участников публичных мероприятий не
регламентирован. Численность участников публичных манифестаций также не
регламентируется, что свидетельствует об уважении к конституционным правам и
свободам граждан. Новеллой Федерального закона от 19 июня 2004 г.
является определение понятий "публичное мероприятие",
"собрание", "митинги", "шествие",
"демонстрация" и "пикетирование". Вместе с тем Закон впервые содержит термин,
обобщающий перечисленные формы участия граждан в общественно-политической жизни
страны, - "публичное мероприятие". Оно определяется как открытая,
мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации,
шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция,
осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других
общественных объединений и религиозных объединений. Признаком, объединяющим перечисленные виды
публичных мероприятий, является цель - свободное выражение и формирование
мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической,
экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней
политики. Собрание - совместное присутствие граждан в
специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного
обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Предусматриваемые Федеральным законом от 19
июня 2004 г. собрания граждан следует отграничивать от собраний по месту
жительства, сельских сходов, созываемых в особом порядке и представляющих форму
осуществления местного самоуправления. Митинг - массовое присутствие граждан в
определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу
актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Сравнение определений "собрание" и
"митинг" позволяет выявить различие в характеристике вопросов,
являющихся предметом их обсуждения. Так, на собрании обсуждаются общественно
значимые вопросы, а на митинге - общественно-политические вопросы. Учитывая,
что собрания проводятся политическими партиями, общественными объединениями,
они вполне могут рассматривать на них вопросы не только общественного, но и
общественно-политического характера. Поэтому различие в характеристике
вопросов, рассматриваемых на собраниях и митингах, представляется не вполне
верным и обоснованным. Демонстрация - организованное публичное
выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время
передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по
заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо
проблемам. Сопоставление определений понятий
"демонстрация" и "шествие" показывает, что это очень
близкие по содержанию и выражению формы публичных манифестаций. Они
характеризуются организованным массовым движением людей с целью привлечения
внимания к определенным проблемам. Признаком, отличающим демонстрацию от шествия,
является использование плакатов, транспарантов и иных наглядных средств. Пикетирование - форма публичного выражения
мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих
технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более
граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Публичные мероприятия можно подразделить на два
вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия,
проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). В
порядке их проведения есть различие. Если для собраний и пикетирования одним
участником уведомление органов государственной власти субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления не нужно, то для митингов,
шествий, демонстраций и пикетирования несколькими участниками оно необходимо.
Это объясняется трудностями в совместимости шествий, митингов, демонстраций с
сохранением порядка и организацией движения транспорта на улицах и площадях.
Проведение публичных мероприятий гражданами, исповедующими разные взгляды в
одном месте и в одно время, способно привести к нежелательным последствиям. По кругу субъектов публичные мероприятия
являются коллективными. Исключение из общего правила составляет пикетирование,
которое вправе проводить один участник, то есть оно может быть и индивидуальным[11]. Согласно ст. 11 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, каждый человек имеет право на свободу мирных
собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать
профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Поведение граждан, связанное с прямым или
опосредованным (институтами) воздействием на решения, принимаемые органами
власти, в свою очередь, подразделяется на конвенциональное (находящееся в
соответствии с нормами права и традиции, которые регулируют участие людей в
политике при данном режиме) и неконвенциональное. Традиционно социологи
отождествляют неконвенциональное поведение с протестом и выделяют три основных
его вида: 1) ненасильственное легитимное поведение
(демонстрации, митинги, пикеты, бойкоты, подписания петиций, не связанные с
нарушением действующего законодательства); 2) ненасильственные нелегитимные действия
(«гражданское неповиновение», когда граждане по морально-политическим мотивам
избегают выполнять законы, но не применяют по отношению к представителям власти
насилие); 3) насильственные действия (охватывают спектр
действий от бунтов до покушений на жизнь людей)[12]. «К экстремальным действиям подталкивает людей
безысходность и безрезультатность прежних акций протеста. Блокада транспортных
магистралей все большим числом людей воспринимается как единственный способ
снятия проблем. Распространяется убеждение, что реально защитить свои интересы
можно только масштабностью акций, решительностью действий и категоричностью
требований»[13]. Предотвращение применения общественностью
радикальных мер в решении своих проблем должно стать одним из приоритетных направлений
государственной политики. Для этого органы власти обязаны постоянно отслеживать
проявление социального недовольства, в чем большим подспорьем им служат
средства массовой информации. Общественно-политическим функциям СМИ посвящено
не мало работ и трудов специалистов в сфере журналистики. Рассмотрим некоторые
из них. По мнению
Науменко Т.В., «журналистика есть система внедрения в массовое сознание
социальных оценок текущей действительности, то есть оценок актуальных событий,
попадающих в поле зрения массового сознания, оценок актуальных результатов
практической деятельности с точки зрения интересов тех или иных социальных
групп»[14].
Корконосенко С.Г. предлагает развести понятие
«социально-ролевая характеристика журналистики», под которой он понимает
«выполнение ряда социальных обязанностей в соответствии с общественными
запросами и ожиданиями» и понятие «функция журналистики». При этом «ролевая
характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей
данных сфер (иначе они называются социетальными системами): экономической,
политической, духовно-идеологической и социальной». Таким образом, автор выделяет четыре социальных
роли журналистики: -
производственно-экономическую;
-
информационно-коммуникативную;
-
регулирующую; -
духовно-идеологическую[15].
Федотова Л.Н. выделяет такие функции СМИ: -
информирование; -
воспитание; -
организация поведения;
-
снятие напряжения; -
коммуникация[16].
Огромные возможности воздействия СМИ на власть и то, что они являются одним из наиболее емких и эффективных каналов связи для органов государственной власти и управления с обществом, а так же общества с властью, во многом объясняются широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ, взаимодействуя с окружающей средой. Выделим основные: - функции артикуляции интересов тех или иных общественных групп, страт. Тем самым СМИ способствуют укреплению общества с органами власти; - функция агрегации интересов, вследствие чего разнообразие и многообразие интересов, существующих в обществе, обобщается и в какой-то мере упрощается; - функция распространения, передачи политической и иной информации между властями и подвластными, а также между разными элементами политической системы; -
функция
политической социализации,
способствующая тому, чтобы
члены общества усвоили и признали приемлемыми в той или иной мере для
себя те или иные ценности, ориентиры,
позиции в отношении политической системы[17]. Учитывая указанные выше функции, можно сказать,
что общественный протест, как социально значимое явление и актуальное на всех
этапах развития общества, является не только информационным поводом, но и
предметом исследований и глубокого анализа для средств массовой информации. Исходя из обозначенных в работе определений,
целесообразно сделать вывод, что общественный протест – это одна из форм
проявления массового недовольства, находящая свое выражение в различных методах
протестного поведения (протестного движения) и направленная на защиту интересов
и прав граждан. [1] Лукин Ю.Ф. Указ. соч. – С. 4. [2] Вайнштейн Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М., 1990. – С. 25. [3] Кинбурский А., Топалов М. «Гражданские качели» России: от массового протеста до поддержки реформ// «Власть». – 2006. – №5. – С. 51. [4] Левада Ю. Массовый протест: потенциал и пределы // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 3. С. 7-12. [5] Назаров М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа // СОЦИС. – 1995. – № 1. – С. 47-59. [6] Стребков Д.О. Экономические детерминанты протестного поведения населения России// «Экономическая социология». – 2000. – №1. – С. 49. [7] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/
Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е
изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998. – С. 623. [8] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 1996. – С. 10-21. [9] Tilly Charlez. From mobilization to revolution. Addison Wesley, 1978 [10] Федеральный закон от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»// «Собрание законодательства РФ». – 2004. – №25. – ст. 2485. [11] Нудненко Л.А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия// «Конституционное и муниципальное право». – 2006. – №6. – С. 6-10. [12] Стребков Д.О. Указ. соч. – С. 49-50. [13] Климов И.А. Протестное движение в России: взаимная обусловленность стратегий сторон // ПОЛИС. – 1999. – № 1. – С. 160-161. [14] Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orenburg.ru/culture/credo/20/naumenko.html [15] Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995. – С. 53. [16] Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993, - С. 51. [17] Связи с общественностью в политике и государственном управлении/ Под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: РАГС,2001. |
|