Быстрый переход к готовым работам
|
Механизм функционирования финансовой системы
Финансовая политика основополагающий элемент в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовый механизм инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях). С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы. Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы: - Функционирование бюджетного механизма - Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций - Механизм функционирования внебюджетных фондов - Механизм функционирования местных финансов - Функционирование страхового механизма - Механизм функционирования финансового рынка Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей. Более конкретно такую черту можно определить как финансовое планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей. В процессе финансового планирования определяются: - источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период - объемы денежных фондов, создаваемых на их основе - рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их использования. В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов. Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др. Финансовый контроль можно представить в двух аспектах: 1. Строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов 2. Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного), в противопоставление государственному, является минимизация своих отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. |
|