Быстрый переход к готовым работам
|
Роль малого, среднего и крупного бизнеса в формировании конкурентных рынковРоль малого, среднего и крупного бизнеса в формировании конкурентных рынков Экономика развитых стран характеризуется многообразием форм собственности, господством рыночных отношений, социальной ориентацией, опережающим развитием сферы услуг (непроизводственной сферы) относительно сферы материального производства. Переход к постиндустриальному этапу развития сопровождается повышением роли человеческого, интеллектуального капитала, формы, организации которого в процессе функционирования и реализации существенно отличаются от форм организации производственного материального и финансового капитала. Как правило, материальный капитал стремится к росту путем концентрации, слияния, объединения. Он может выполнять роль функционирующего капитала (капитал-функция) и капитала-собственности. Капитал-функция и капитал-собственность могут быть разделены, а собственник может не принимать непосредственного участия в управлении функционирующим капиталом. В связи с вышеизложенным в сфере материального производства сложились крупные предприятия, сформировались и продолжают развиваться крупные структуры (концерны, ассоциации, корпорации, компании, сети, кластеры), в которых в полной мере реализуется эффект масштаба, а важнейшим критерием уровня роста данных структур является уровень трансакционных издержек (затрат) на единицу продукции, на трансакцию. Как свидетельствуют литературные информационные источники [263; 35; 48; 42; 69; 160; 295; 68; 337], правительства экономически развитых стан, в том числе США, постсоциалистических и развивающихся стран поддерживают свой крупный бизнес, повышая ему конкурентоспособность на мировых и международных рынках. Но, несмотря на это, в 80-е годы прошлого столетия в США начало меняться бытовавшее многие годы мнение, что крупный бизнес – это движущая сила научно-технического прогресса и развития. Оказалось, что крупная корпорация, ориентирующаяся на массовое производство, далеко не лучшая форма для быстрого освоения технических новшеств, а объективный процесс концентрации производства капитала – одно из серьёзных препятствий на пути научно-технического прогресса (НТП). Крупные компании, создавая эффективные структуры управления, не способны сформировать наилучшие условия для реализации исследований, нововведений, для формирования и реализации наиболее качественной части интеллектуального капитала. Крупные компании страдают болезнями монополизации и бюрократизации, тормозящими инновационные процессы [152, с. 39]. Мелкие фирмы, в меньшей степени занимаясь массовым производством, направляя усилия на инновационные процессы, производят в 2,5 раза больше нововведений в расчете на одного занятого в стране, что вполне естественно в условиях большей самостоятельности личности, её самореализации. Краеугольным камнем национальной технической и конкурентной политики в США становится использование преимуществ мелких наукоёмких предприятий, расширение масштабов инновационного предпринимательства [373, с. 39], которое, как известно, можно формировать как в мелких и средних, так и в крупных структурах. |
|