Современные трансформации мировой судоходной политики и национальная безопасность
В развитии мировой экономики и международных экономических связей важным является вопрос о способности и степени влияния на них транспортного флота, который уже по характеру деятельности является отраслью «международной», так как основная функция морского и речного транспорта — обеспечивать внешнеторговые связи между различными государствами. Международными перевозками занято 90% мирового флота; 80% мировой торговли осуществляется морем, за 1980 — 2005 гг. объем этих перевозок увеличился с 3,7 до 7,1 млрд. т, а тоннаж торгового флота вырос с 682,8 до 960 млн. т.
Мировой торговый флот по группам стран распределен следующим образом (по состоянию на 01.01.2006 г., млн. т дедвейта): развитые страны — 258,4 (или 26,9 %) против 350 (51,3 %) в 1980 г.; развивающиеся — 218,3 (22,7 %) против 68,4 (10 %) в 1960 г.; страны открытой регистрации флота — 431,9 (45,8 %) против 212,6 (31,1 %) [96].
Эти данные наглядно показывают роль морского флота в мировых перевозках и ту тенденцию в распределении его, которая сложилась в мировом сообществе за последние годы.
Стремительное наращивание тоннажа в странах открытой регистрации полностью преобразило расстановку сил в мировом торговом флоте. В этих странах, на начало 2006 г., было зарегистрировано около половины мирового торгового флота.
Промышленно развитые страны более 65 % контролируемого ими флота эксплуатируют под флагами открытой регистрации. В отдельных странах эта доля еще выше (США — 78,3 %, Япония — 91,7, Великобритания — 57,9, Швеция — 93,6, ФРГ — 81,7, Норвегия — 69,9, %).
Международный характер производственной деятельности в этой сфере, органическая связь со всеми основными отраслями способствуют ее более быстрому и динамичному развитию. Создается единая мировая транспортная система, призванная служить «цементирующим» средством развивающегося мирового хозяйства [130, 109, 124].