Проблема инвестиционной привлекательности развития торгового судоходства и совершенствования его функционирования по критериям адекватности глобализации заключается в том, что эффект водной транспортной деятельности не имеет в этой отрасли непосредственного проявления, а образуется в других отраслях экономики, в первую очередь, у грузовладельцев. В свою очередь, государство, с помощью поддержки коммерческого судоходства, должно создавать условия для перераспределения эффекта, который образовался у грузовладельцев, в интересах транспортной отрасли.
Сказанное выше определяет необходимость наличия налаженного механизма управления экономическими результатами всех участников глобальных экономических отношений. Данное обстоятельство обусловлено тем, что сами по себе рыночные механизмы в условиях глобализации непосредственно не способны обеспечить инвестиционную привлекательность судоходства в связи со слишком низкой нормой прибыли на капитал.
Для обеспечения экономии на масштабах и диверсификации производства перевозчику приходится, как правило, осуществлять большие инвестиции в современный флот и создание логистических систем. Кроме того, нужна береговая инфраструктура, включая специализированные терминалы, причалы, автомобильный и железнодорожный транспорт и тому подобное. Все это нуждается значительно в больших инвестициях и поэтому использовании этой инфраструктуры основывается на установлении договорных отношений между перевозчиками и владельцами соответствующего оборудования, а в ряде случаев приводит к слиянию или вертикальной интеграции и другим формам объединений.
Большие судоходные компании, как правило, имеют больше возможностей для получения доступа к береговому оборудованию и на более благоприятных условиях, чем малые, кроме того, они имеют больше возможностей и для инвестирования в это оборудование в необходимом им объеме.