Социально-педагогическое обоснование преемственности физического воспитания ученической и студенческой молодежи
Преемственность есть одна из сторон закона отрицания отрицания, а диалектический подход к решению социально-педагогических вопросов взаимосвязи всех стыкующихся звеньев системы непрерывного физического воспитания является единственно приемлемым и необходимым. Создание социальных, социально-экономических, социально-психологических условий, при которых личность стано-вится субъективно заинтересованной в регулярных занятиях физическими упражне-ниями - это и есть на деле обращенность к человеку, к развитию гуманности челове-ческого фактора при целенаправленном формировании соответствующей внутренней позиции личности, Я – концепции, во всех звеньях непрерывного физического воспитания.
Как показали наши исследования различных категорий обучающихся, одна из актуальных задач учебно-воспитательного процесса в школах и вузах – побудить учащихся заниматься физическими упражнениями, которые им нравятся [106].
Диалектическое мышление ориентирует, в частности, на анализ имеющихся несоответствий между социальным заказом о гармонически развитой личности и возможностями его осуществления в современной школе; между потребностями со-временного общества в высококвалифицированных, здоровых специалистах и воз-можностями их удовлетворения в современных школах и вузах; между организаци-онно последовательной системой физического воспитания и осуществлением пре-емственности в педагогической практике.
Развитие демократических начал в жизни общества, открытие прежде закрытых социальных зон позволили обнаружить социально-экономические причины за-стойных явлений во взаимосвязи средней и высшей школы в сфере физического воспитания. Кратко обозначим их на основе имеющихся публикаций и данных настоящего исследования:
1. Снижение социального статуса специалиста с высшим образованием по причинам его низкой материальной обеспеченности и недостаточной компетентно-сти. Это повлекло за собой фактическое отсутствие конкурсов во многие вузы, необходимость принимать недостаточно подготовленных абитуриентов.
2. Современная отечественная общеобразовательная школа, вопреки мирово-му опыту, до последнего времени слабо осуществляла индивидуальный подход в обучении и физическом воспитании. Она готовила своих выпускников к различным сферам последующего жизненного самоопределения по одинаковым программам и учебным планам, номенклатуре предметов. Данные исследований, жизненная прак-тика свидетельствуют о том, что такая организация общего среднего образования неэффективна.
3. Недостаточная образовательная и физическая подготовка, остаточный принцип финансирования сферы физической культуры и спорта, других звеньев не-прерывного образования и физического воспитания, неудовлетворительная спор-тивная база и т.д.
Важно осмыслить социально-педагогические факторы, имеющие определя-ющее значение для оптимизации преемственности физического воспитания в усло-виях непрерывного учебно-воспитательного процесса.
Поскольку система непрерывного физического воспитания – институт соци-альный, эффективные изменения в ней невозможны без фундаментальных соци-альных, социально-экономических, социально-педагогических предпосылок.
Социальна по своей природе преемственность поколений, когда индивид на протяжении своей жизни выступает в основном в трех ролях: будучи ребенком, яв-ляется объектом преемственности; являясь школьником и студентом, он выполняет в этом процессе и субъективные функции; после окончания вуза, будучи уже главным образом субъектом преемственности, продолжает наследовать в качестве объекта передовые традиции общества [85,87,88].
С этой точки зрения преемственность физического воспитания приобретает важный социальный контекст. Таким образом, преемственность физического воспи-тания ученической и студенческой молодежи – не только психолого-педагогический, но и социальный процесс.
В преемственности как социальном процессе различают две стороны: передачу тех или иных ценностей и их усвоение. Отсюда вытекает двусторонняя природа этого процесса, наличие в нем субъекта (субъектов) и объекта (объектов). Содержа-тельная сторона преемственности обусловлена характером тех ценностей, которые передаются.
Преемственность рассматривается как закон функционирования всех социаль-но организуемых, управляемых процессов. Без преемственности невозможно про-грессивное развитие.
Вся работа доступна по Ссылке