Проблемы моделирования в физическом воспитании
Модель – это схема или устройство, воспроизводящее структуру того или ино-го объекта, процесса или явления.
Модель, как указывают У.Росс и У.Эшби, не должна быть подобна оригиналу, иначе это будет не модель, а копия. В то же время, модель должна отражать основ-ные свойства оригинала, в противном случае различие будет большим и на основа-нии такой модели нельзя будет открыть основные закономерности оригинала. Тер-мины «модель» и «моделирование» давно вошли в теорию и практику педагогиче-ской науки, а моделирование как научно-практический метод широко распростра-нился в теории и практике физического воспитания. Моделирование – одна из ос-новных категорий познания, на нем базируется любой метод научного исследования, как теоретический, так и практический. Моделирование – процесс построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации какого-либо процесса[281].
Эффективный процесс физического воспитания невозможен без построения моделей. Для того чтобы выделить характер воздействий, необходимо предвари-тельно определить возможные реакции организма старшеклассника, студента, их влияние на результат и то, насколько они эффективны при повторном применении для достижения планируемых показателей. Задача физической подготовки в широ-ком смысле – изучить, познать двигательные возможности занимающихся с тем, чтобы направленно изменять уровень их физического развития. Все компоненты физического воспитания можно рассматривать как познавательные системы, обла-дающие способностью воспринимать внешние воздействия, выделять из них ин-формацию различного уровня сложности и запоминать в виде моделей. Модель – это система, в которой отношения между элементами в определенной степени отражают другую систему по подобию количественных и качественных критериев[299].
В практике физического воспитания используется несколько основных вари-антов моделей.
Под системным подходом следует понимать подход к изучению объекта с по-зиций установления внутренних и внешних свойств, связей, отношений, которые определяют его целостность, устойчивость, внутреннюю организацию и функцио-нирование. В этой целостной системе модель физического состояния занимает ве-дущее место, так как в ней заложен тренировочный эффект нагрузок и от нее во многом зависит основной критерий эффективности учебно-воспитательного процесса – величина прироста результата, а применительно к системе физического воспитания учащейся молодежи – успешная сдача Государственных тестов и нормативов физической подготовленности в соответствии с Постановлением Кабинета Мини-стров Украины от 15.01.96 года № 80.
Вся работа доступна по Ссылке