Структура, содержание преемственных программ тренировок и дозирование нагрузок в учебно-воспитательном процессе
Преемственный учебно-воспитательный процесс имеет определенные отличия от спортивной тренировки. Если спортивная тренировка предусматривает использо-вание физических нагрузок с целью достижения максимальных двигательных ре-зультатов в избранном виде спорта, то преемственный учебно-воспитательный про-цесс предусматривает повышение физического состояния до должного уровня, ко-торый характеризуется полноценностью функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отсутствием факторов риска заболевания, удовлетворительным состоянием общей физической подготовленности и здоровья индивида.
Естественно, что физические возможности человека, его самочувствие, биосо-циальная активность преимущественно зависят от уровня его физического развития. Именно в этом прослеживается постулат-структура, она обусловливает функцию, которая также может воздействовать на структуру. Это дает возможность по двига-тельным качествам индивида определять его жизнеспособность (физическую подго-товленность), которая является эквивалентом соматического здоровья.
В Государственных тестах и нормативах оценки физической подготовленности населения [290] предусмотрена оценка двигательных качеств по пятибалльной градации, что соответствует уровню соматического здоровья (высокий, выше сред-него, средний, ниже среднего, низкий) [14]. Поскольку ведущими факторами физи-ческого состояния являются физическая работоспособность, энергетические ресур-сы, морфофункциональный статус организма, физическая подготовленность и воз-растные изменения организма, то основными задачами преемственного учебно-воспитательного процесса следует признать:
- повышение физической работоспособности;
- расширение энергетических ресурсов организма;
- улучшение функциональных резервов организма;
- нормализация избыточной массы тела;
- совершенствование физической подготовленности;
- снижение проявления возрастных изменений, профилактика
преждевременных заболеваний.
При этом весьма существенным является тот факт, что по мере повышения возраста человека увеличивается значимость совершенствования двигательных ка-честв в реализации основных задач преемственной тренировки.
Для реализации поставленных задач нами была разработана модельная харак-теристика уровней физического состояния 386 юношей 16-20 лет на основе оценки физической работоспособности и подготовленности.