Механизм усовершенствования бизнес-среды национальной экономики и социальные результаты его воздействия
Несмотря на положительные тенденции, преобладающие последние годы в экономике Латвии и Украины, состояние бизнес-среды этих стран не является в полной мере благоприятным для развития предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, не обеспечивает условий для повышения эффективности производственной деятельности предприятий, ограничивает приток иностранных инвестиций в экономику, тем самым негативно влияя на конкурентоспособность страны. Положительное влияние реформ, происходящих в странах за последние несколько лет, имеет преимущественно временный характер и часто сопровождается противоположными сдвигами в экономике, что характеризует политические и социально-экономические процессы в Латвии и Украине, как неустойчивые и лишенные четких долгосрочных стимулов для развития благоприятной бизнес-среды. Таким образом, для выхода из сложившейся ситуации и дальнейшего эффективного развития экономики стран необходимым условием является разработка механизма совершенствования бизнес-среды национальной экономики.
Все существующие механизмы, которые направлены на поддержку и развитие бизнеса, можно разделить на две основные группы: децентрализованные и централизованные.
Децентрализованные механизмы – это механизмы, которые представлены в различных формах саморегулирования бизнеса с целью приспособления его к изменчивым условиям рыночной среды. Данные механизмы могут проявляться в форме сотрудничества предприятий крупного и малого бизнеса (франчайзинг, субподряд, венчурные контракты). Децентрализованные механизмы развития бизнеса в условиях современной рыночной экономики имеют большую эффективность, чем централизованные.
Неразвитость рыночных механизмов, способных эффективно регулировать взаимодействие экономических субъектов, а также высокий уровень неопределенности хозяйственной деятельности в Латвии и Украине создают препятствия действию децентрализованных механизмов, в результате чего повышается значимость государственного контроля и регулирования бизнес-процессов.
Централизованные механизмы являют собой государственные меры, направленные на создание благоприятных условий для формирования и развития бизнеса. Регулирование и поддержка бизнеса со стороны государства заключается в стимулирующих мероприятиях, направленных на повышение предпринимательской активности общества в соответствии с определенными целями, экономической политикой страны и направлениями осуществления поддержки. Таким образом, определение целевых ориентиров функционирования централизованных механизмов развития предпринимательства исходит из сочетания интересов государства и бизнеса, при этом учитывается также текущее экономическое состояние страны.
К основным целям государственной политики, направленной на развитие бизнес-среды в стране, относятся:
- устойчивое развитие бизнеса, как фактора формирования и усовершенствования конкурентной среды страны;
- создание благоприятных условий реализации эффективной предпринимательской деятельности;
- содействие и расширение предпринимательства и самозанятости населения;
- увеличение доли участия малого и среднего бизнеса в налоговых доходах
государственного бюджета, формировании ВВП страны.
Система государственного регулирования, направленная на развитие бизнеса в стране, должна соответствовать масштабам поставленных перед ней задач, иметь обоснованную концепцию, программные, функциональные, и организационные характеристики и показатели.
Исходя из этого, в рамках иследования был предложен механизм совершенствования бизнес-среды национальной экономики, который представляется как структура, состоящая из элементов, включающих в себя различные звенья (рис. 3.2).
Качество функционирования механизма в целом определяется совокупным результатом функционирования одновременно всех его звеньев, поскольку взаимодействие всех элементов механизма усовершенствования бизнес-среды национальной экономики является взаимосвязанным, согласованным и реализуется в его комплексном систематическом функционировании.
Основой предложенного механизма усовершенствования бизнес-среды национальной экономики является взаимное влияние факторов бизнес-среды и государства на предпринимательский сектор посредством целенаправленного воздействия с помощью инструментов, средств, рычагов, мероприятий и т.д. для получения максимальной положительной отдачи от предпринимальских структур, что способствует улучшению благоприятности бизнес-среды в стране и повышению ее экономической привлекательности для иностранных инвесторов.
Внутренняя структура предложенного механизма представлена в виде сложной системы: государство и субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся под влиянием факторов бизнес-среды, в рамках отдельной национальной экономики в совокупности с инструментами, средствами и рычагами влияния, которые используются для формирования благоприятной бизнес-среды предпринимательской деятельности, образуют комплексную систему функциональных связей между субъектами, объектами и факторами.
Вся работа доступна по " http://mydisser.com/ru/catalog/view/16894.html " target="_blank">Ссылке