У нас уже 20003 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Поло-ролевая идентификация как механизм формирования представлений старшеклассников о будущей семье

Роль семьи в жизни человека чрезвычайно велика и многогранна. В отличие от других социальных институтов она способна влиять на человека на протяжении всей его жизни. Успешность брака, его стабильность, удовлетворенность совместной жизнью зависит от адекватности выбора партнера, психологической совместимости, психологического климата, особенностей общения в семье.

Несмотря на огромную роль семьи в жизни общества, целенаправленное формирование представлений о будущей семье до последнего времени не рассматривалась как специальная психолого-педагогическая и социальная проблема. Молодых людей невозможно считать подготовленными к супружеству, если у них не сформированы четкие представления о том, для чего они вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения  хотели бы построить, какие обязанности возлагает на них супружество.

В ходе жизнедеятельности семьи у ее членов формируется представление  о семье: о себе как члене семьи, личности других ее членов, условиях жизни, целях, основных ситуациях, с которыми семья имеет дело, проблемах, с которыми сталкивается,  социальном окружении и взаимоотношениях семьи с  ними. Представления играют огромную роль в жизни семьи. От того, как индивид представляет себе личность других  членов, возможности, которыми располагает семья, в чем усматривает основные проблемы, во многом зависит  и то, какие потребности он стремится удовлетворить в семье, как относится к различным сторонам ее  жизни. Совокупность вышеуказанных представлений о семье складывается под влиянием широкого круга факторов. Это, в первую  очередь, представление социальной среды, на которую ориентируется семья, - ее референтная группа, социально-экономические и культурные условия, в которых находится семья в настоящее время и в  которых находилась в прошлом, семейный опыт, принесенный из родительского дома [121].

С точки зрения теории отражения представления — это не тень ощущений и восприятий, не их ослабленный дубликат, а обобщен­ный образ предметов и явлений объективной действительности. Представления формируются и развиваются, так же как и все другие психиче­ские явления, в условиях материального взаимодействия субъекта с объектами [144].

Существенной особенностью представлений является их панорамность, дающая как бы возможность субъекту выхода за преде­лы актуальной  ситуации. Эта особенность была выяв­лена в исследованиях                          С. М. Василейского [40], подтверждена работами М.В. Гамезо и                 В. Ф. Рубахина [60], Е.Н. Суркова [228] и др.

Индивидуальные представления, по мнению С. Московичи, входят в состав социальных или общественных представлений, «представление - это коллективные структуры, составляющие часть обыденного мышления» [158; 8]. Изучением социальных представлений занимались такие ученые как A.M. Di Rosa [295], E. Durkheim [299],  G. Duveen и B. Lloyd [300],            L. Levy - Bruhl [340], А. Лурия [341],    S. Moscovici [322], Ж. Пиаже [182]. 

Социальные представления, по мнению A.M. Di Rosa, формируются у нас на глазах в средствах массовой информации, в общественных связях, в коммуникативном процессе [295]. С. Московичи утверждает, что «социальные представления формируются через взаимные влияния, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образам. Делая это, они  приобретают и некий общий репертуар интерпретаций и объяснений, правил и процедур, которые могут применяться в повседневной жизни» [158; 10].

Под социальными представлениями С. Московичи подразумевает любые формы убеждений, знаний, включая науку. «Социальные представления составляют нашу способность воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам или объяснять личностную ситуацию» [158; 6].

Коллективное представление, согласно определению E. Durkheim - это творение всех, которое становится стабильным, благодаря репродукции и передачи его от одного поколения к другому [299].

Представления, считают H. Markus и P. Nurius, создают идентичность, черты личности или группы [319]. Представления как «теории», которые упорядочивают вокруг одной темы серию предложений, позволяющих классифицировать вещи или людей, описывать их свойства, действия,  рассматривают  такие ученые, как G. Duveen и B. Lloyd  [300].

Самой характерной особенностью представления является  соединение в нем образности и в то же время обобщенности. Как правило, представление о том или ином объекте формируется в процессе его многократного восприятия. Благодаря этому происходит селекция признаков объекта, их ин­теграция и трансформация; случайные признаки, проявляющиеся только в некоторых единичных ситуациях, отсеиваются, а фикси­руются лишь наиболее характерные и потому наиболее информативные. U. Neisser считает, что, формируясь в процессе восприятия, представление вместе с тем включается в этот процесс в виде когнитивных схем, влияя на его организацию [324].

В настоящее время изучением представлений о семье занимаются в основном психотерапевты, так как они сталкиваются с уже  возникшими проблемами в реально существующих семьях. Так в  частности                      A. Ferreira [303] и J. Byng- Hall [289] выдвинули концепцию  нарушенных представлений о семье (семейных мифов) и показали их роль в  возникновении ряда семейных нарушений. Ph. Barker [284] занимался изучением «внутренней  картины семьи» в  восприятии ее самими членами семьи.  Таким образом, под «семейным мифом» в психотерапии принято считать набор взаимно согласованных, но искаженных ролей, которые играют члены семьи. Он не подвергается внутри семьи никакому сомнению, служит хорошей программой для социальных контактов вне ее и в то же время уменьшает гибкость самой семейной системы. Функция его состоит в том, что он позволяет каждому члену семьи выстраивать собственную психологическую защиту с помощью других членов семьи, внутрисемейных отношений [303]. Сторонники подхода к семье с точки зрения семейного мифа А.А. Бодалев и В.В. Столин считают, что все семьи имеют какие-то мифы, другое дело - хороший это миф или плохой [214].

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/269561.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.