Быстрый переход к готовым работам
|
Методические подходы к проблеме исследованияОсновной целью констатирующего эксперимента стал адекватный подбор методов исследования, которые бы обеспечили решение поставленных задач. В задачи констатирующего эксперимента на данном этапе входило:
Сложность исследования состояла в том, что отсутствуют методики, которые позволили бы обобщенно определить содержание представлений о семье у старшеклассников, поэтому необходимо было сначала выявить структуру представлений. Опираясь на предложенную доктором психологических наук В.В. Рыбалкой «концепцию трехмерной, поэтапно конкретизированной психологической структуры личности» [197; 82], которая выступает теоретической базой для разработки психодиагностического (констатирующего), психолого-педагогического (развивающего) и самореализующего (самоактуализующего) компонентов личностного подхода в профильной и профессиональной подготовке ученической молодежи, учитывая сложность исследуемого феномена, мы попытались проанализировать содержание представлений о семье с точки зрения трехкомпонентной структуры – когнитивной, эмоционально- оценочной и поведенческой подструктур (см. Рис. 2.1), определить особенности содержания каждого из трех компонентов и подобрать адекватные методики для исследования каждого компонента. Подбор методик был сделан соответственно содержанию каждого компонента – когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого – представлений о семье у старшеклассников. 1. Когнитивный компонент представлений о семье изучался нами с помощью анкет: «Семейная», «Распределение обязанностей в семье», «Каким вы видите свой будущий союз», «Составные счастливого брака», «Функции семьи». Анкетирование было направлено на выявление знаний и представлений по вопросам психологии семейной жизни, источников получения знаний. Ориентируясь на исследования в области семейных установок старшеклассников, мы разработали анкету «Семейная», состоящую из открытых прямых вопросов, ответы на которые должны были выяснить знания функций семьи и их значение; представления о качествах идеального семьянина, точку зрения относительно оптимальной организации семейной жизни и количестве детей в семье; представления о семейных ролях мужчины и женщины, планируемом возрасте вступления в брак, представления о системе власти – подчинения в семье (см. Приложение Д). Обработка полученных данных анкетой «Семейная» проводилась с помощью качественного и количественного анализа.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/269561.html |
|