У нас уже 21806 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Основные направления государственной социальной полигики в Российской Федерации

Из рассмотрения сути социальной политики, в частности ее функций, становится ясно, что она имеет достаточно широкую сферу применения, затрагивая самые различные стороны жизни людей: «проблемы, связанные с коллективным участием, перераспределением материальных благ и равенством, потреблением и планированием, общественной организацией и благосостоянием общества — вот те проблемы, которые позволяют наметить абрис предметного поля социальной политики»1. Чтобы детальнее опреде­лить предметную область социальной политики, необходимо выделить ее направления. Это сделать не очень просто, так как в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом.

В федеративном государстве государственная социальная политика имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способами распределения являются:

- конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Феде рации и их совместного ведения;

1  Фирсов М В Теория социальной работы/М В Фнрсои, L Г Ст>дснова -М   Изд центр «ВЛАДОС», 2000 С 137

 

61 - договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.

Так, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, выполнение международных договоров находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К их числу следует отнести установление общефедеральной политики, федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального и национального развития Российской Федерации, федеральные фонды регионального развития, наряду с такими важнейшими вопросами, как принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в т.ч. в социальной сфере, контроль за соблюдением федерального законодательства и территорией Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, вопросов войны и мира, судоустройства, определение статуса и защиты государственной границы и т.д. отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области

 

62

обладают всей полнотой государственной власти, в т. ч., и по реализации социальной политики в регионе.

Специалисты выделяют различные направления социальной политики, используя для этого разные основания и степень их дифференциации. Одни, ссылаясь на международную практику, называют социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилье и занятость. Анализируя же постсоветскую социальную политику, предлагают значительно более емкий перечень направлений социальной политики: жизненный уровень, блаюсостояние, доходы населения; сферу труда и трудовых отношений, проблемы занятости населения; экологическую политику; отдельные направления развития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта; современную инфраструктуру, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание; миграционную политику, а также политику в отношении отдельных адресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения . Другие утверждают, что социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей. Третьи предлагают в качестве направлений социальной политики следующие: здравоохранение и обязательное медицинское страхование; поддержку семьи, детства, материнства и отцовства; жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; поддержку престарелых и инвалидов; социальное обслуживание населения; охрану окружающей природной среды; федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев   и   вынужденных   переселенцев.   Четвертые   выделяют   такие

Социальная политика н социальная работа в изменяющейся России / под рсд С Ярской-Смирновой, П Романова - М  ИНИОН РАН, 2002 С 11

 

63

направления, как налоговая система, сфера занятости, доходы населения, социально-классовая дифференциация и т. д.1.

Существуют подходы с многоуровневым выделением направлений социальной политики. Исследователи отличают в ней два относительно самостоятельных блока: социальную политику в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан и собственно социальную политику (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов)2.

Из приведенных примеров внутренней дифференциации социальной политики видно, что, с одной стороны, большинство ее направлений повторяются в разных классификациях, с другой - авторы зачастую используют разные основания для выделения направлений социальной политики, что вносит определенную путаницу в их понимание, обусловливает взаимное пересечение некоторых направлений. В общем, вырисовывается два основных критерия для дифференциации направлений социальной политики - сферный и объектный. В соответствии с первым можно выделить социальную политику в сфере социально-трудовых отношений; в сфере охраны здоровья; в сфере образования; в сфере культуры и досуга; жилищную политику; социоэкологическую политику. В предложенный перечень следует добавить политику в сфере правоохранительной деятельности,  в том  числе  в  области  обеспечения

1 Социальная потитика парадигмы и приоритеты монография / под общ ред В И Жукова - М Изд-во
МГСУ «Союз», 2000 С 56

2 Морозова 12 А Социальная поїитньа в Кузбассе Теоретические основы Региональная практика Обратная
связь -Кемерово Кузбассвузиздаг 2005 С45

 

64

политических прав и свобод (свобода совести и вероисповедания, право участвовать в выборах, свобода слова и печати, право на информацию и т. п.), а также в сфере потребления и бытового обслуживания (включая развитие всей социальной инфраструктуры). Второй (объектный) подход выделения направлений социальной политики предполагает ориентацию на социально-демографические группы населения: социальная политика в отношении детей и подростков, в отношении молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов, работающих и т. д. Такой подход «позволяет сосредото­чить в едином содержательном (а затем и организационном) блоке все проблемы, касающиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/497541.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.