У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Гендерные особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом

Под мотивацией некоторые авторы понимают направление и интенсивность усилия [259, 219].

В работах Е.П. Ильина отмечается, что мотивация – это процесс формирования мотива. Мотив определяется как сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям, поступкам и служащее для них основанием [78].

С.С. Занюк рассматривает мотивацию как совокупность побуждающих факторов, которые определяют активность личности; это все мотивы, потребности, стимулы, ситуационные факторы, которые определяют поведение человека [72].

Абрахам Маслоу, рассматривая классификацию мотиваций, считает, что в их основе должны лежать основные цели или потребности, а не списки влечений в привычном смысле побуждения (скорее то, что «влечёт», чем то, что «толкает»). Только фундаментальные цели сохраняют постоянство в том непрерывном изменении, которое приходится учитывать психологическим теориям, принимающим динамический подход» [132].

При занятиях физической культурой и спортом актуально понятие «мотивация достижения». Трактовка «мотивации достижения» разными авторами варьирует, однако можно остановиться на том, что это стремление человека достичь значительных результатов, успехов в деятельности [72], а также, что «мотивация достижения – это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задания, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости за выполнение» [241].

Согласно Р. Уэйнберг и О. Гоулд (2001), существует три теории, объясняющие мотивацию людей к действию [198]. Это:

– теория потребности достижения;

– теория атрибуции;

– теория достижения цели.

Теория потребности достижения учитывает как личностные, так и ситуационные факторы в качестве важнейших показателей поведения [221, 250]. Эта теория складывается из пяти компонентов:

– личностные факторы и мотивы;

– ситуационные факторы;

– результирующие тенденции;

– эмоциональные реакции;

– поведение, связанное с достижением.

К личностным факторам авторы относят достижение успеха и избегание неудач [198].

Ситуационные факторы учитывают два момента: вероятность успеха в ситуации или при выполнении задания и побудительную значимость успеха.

Результирующая или бихевиористическая тенденция определяется при рассмотрении уровней мотивов достижения человека в определенной ситуации (вероятность успеха или побудительная значимость успеха).

Теория эффективна для прогнозирования неопределенных ситуаций (50 на 50). Одни люди находят вызов в этой ситуации и показывают свой лучший результат, другие – стараются избежать этой ситуации.

Атрибутивная теория основана на том, как люди объясняют свои неудачи и успехи [242, 266, 267]. Ученые считают, что объяснение спортсменом своих результатов на соревнованиях влияет на их ожидания и эмоциональные реакции, что в свою очередь влияет на мотивацию достижения.

Теория достижения цели учитывает три фактора, которые взаимодействуя, определяют мотивацию человека: цели достижения, восприимчивость и поведение достижения [235, 236, 257].

С.С. Занюк в мотивации достижения выделяет три фактора:

– мотив достижения (как стойкое личностное образование);

– ожидание успеха (шансы на успех и вероятность достижения успеха);

– субъективная ценность деятельности [72].

Мотив достижения – это достаточно постоянная черта личности, но он является динамическим образованием и актуализируется во взаимодействии с ситуационными факторами, такими как ценность и вероятность (шанс) достижения успеха в определенной деятельности.

Гендерные особенности мотивации достижения. Многочисленные исследования, проведенные на мальчиках и девочках от 3 до 14 лет, свидетельствуют, что существенных отличий в уровне притязаний не отмечается [252]. В основном, с 4 до 14 лет мальчики и девочки не различаются ни по мотивации к учебе, ни по отношению к ней [29].

При изучении стремления к автономным достижениям, превосходство было за девочками. Такая особенность ее сформированности заключается в том, что если успехи никому персонально не приписываются (например, в игре), то они остаются анонимными и всеобщими. Помимо того, у девочек мотивация связана с ориентацией на задачу [29].

Однако далее мнения ученых расходятся. Высказываются две гипотезы по поводу мотивации обоих полов. Первая – оба пола одинаково мотивированы на достижения, но различаются по своей направленности в плане деятельности: мальчиков интересует деятельность, связанная с неодушевленными предметами, а девочек – с личностью и взаимодействием людей. Другая гипотеза заключается в том, что при осуществлении какой-либо деятельности (решение задачи) мальчиков интересует сама задача, а девочек – одобрение или избегание осуждения. Последнее свидетельствует о наличии особого типа мотивации – аффилиации [29].

Е.П. Ильин (2010), выдвигает понятие внешне и внутренне организованной мотивации. Под внешне организованной мотивацией он понимает такой процесс формирования мотива, который происходит при значительном влиянии извне. Внутренне организованная мотивация – это процесс формирования мотива, исходящий из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способов ее достижения [79].

Работы психологов, с одной стороны, подтверждают большую внушаемость, конформность женщин [48, 92,127], с другой – отрицают это утверждение [30].

Однако Е.П. Ильин (2010), склонен считать, что мотивация лиц женского пола более внешне организована, т.е. мотив легче формируется под давлением извне [79].

В исследованиях Sidanius et al. (1994), определено, что мужчины в большей степени, чем женщины придают значение победам и превосходству [прив. по 29]. О более высокой конкурентности мужчин свидетельствуют работы и о низкой потребности достижения женщин, которые не склонны строить перспективные планы относительно своей карьеры [222, 231, 256].

Результаты исследования Е.П. Ильина (2010), показали, что у девушек чаще, чем у юношей встречается высокий уровень мотива достижения (32,2 % против 20,0 % у юношей). То же подтверждается и в отношении среднего уровня мотива достижения (60,7 % против 48,0 % у юношей) [79].

При объяснении различий между проявлением мотива достижения у мужчин и женщин, рассматриваются три точки зрения. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижение цели, чем мужчины.

Вторая заключается в том, что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями, т.к. для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижении.

Третья – мужчины и женщины обладают мотивом достижения в одинаковой степени, но реализуют его в разных видах деятельности [206].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/82246.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.