У нас уже 27454 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Половые и гендерные особенности занятий физической культурой и спортом

Учёные высказывают различные точки зрения по поводу учёта половых и гендерных особенностей организации процесса физического воспитания и спортивной тренировки мужчин и женщин.

         Согласно D.L. Gill, «под половыми различиями подразумевают: либо биологически обусловленные различия между мужчинами и женщинами, либо социальные и психологические характеристики и поведение первых и вторых [240]. В данном высказывании выделяются и биологические, и социально-психологические отличительные характеристики мужчин и женщин.

         В большинстве исследований о различиях между учениками и ученицами, спортсменами и спортсменками использовался подход, основанный на биологических особенностях, что вполне оправдано, т.к. он обосновывает методику физического воспитания и спортивной тренировки, отличающуюся особенностями средств, методов, физических нагрузок [50, 157].

         Объективными биологическими особенностями являются и потребность в двигательной активности, и развитие моторики, и переносимость физических нагрузок, и т.п.

         Е.П. Ильин указывает, что потребность в двигательной активности у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Достигнув своего пика к трём годам, она снижается быстрее на протяжении дошкольного возраста у девочек. Среднесуточный объём локомоций у детей 5–7 лет составляет у мальчиков 7,1–9,0 км, у девочек – 6,4–7,7 км. Такая же тенденция прослеживается и в школьном возрасте [79].

У взрослых мужчин различных профессий среднесуточная двигательная активность составляла летом 20,3 тыс. шагов, у женщин – 13,8 тыс. шагов, зимой – 14,5 тыс. шагов и 10,2 тыс. шагов соответственно. В школьном возрасте занимаются спортом 41 % мальчиков и 29 % девочек [23].

В студенческом возрасте девушки тратят на занятия физической культурой и спортом в два раза меньше времени, чем юноши. В недельном бюджете времени 57,9 % девушек, по сравнению с 47,3 % юношей вообще не отводят время на физкультурно-спортивную деятельность [71].

         Проявление двигательной активности связано и с психомоторным развитием. По данным П.С. Бабкина различия в психомоторике мальчиков и девочек начинают проявляться у детей уже на безусловно-рефлекторном уровне [14].

         Мальчики на 2–3 месяца позже, чем девочки, начинают ходить, речь у мальчиков появляется на 4–6 месяцев позже. Однако сроки моторного развития в грудном возрасте во многом зависят от типа телосложения.

         Благодаря морфологическим и физиологическим различиям, проявляющимся после периода полового созревания, лица мужского пола превосходят лиц женского пола по мышечной силе, быстроте и аэробной выносливости [79].

         Проявление быстроты движений различными конечностями у мальчиков и девочек неодинаково. Так, исследования А.В. Ярмоленко, Р.И. Тамуриди [прив. по 29] показывают, что мальчики опережают девочек по скорости ходьбы, а девочки мальчиков – по скорости движения пальцев.

         Исследования физиологов спорта показывают, что в возрасте от 8 до 18 лет у обоих полов идёт освоение различных движений, необходимых в разных видах спорта, но у девушек этот пик наступает раньше (12–13 лет), чем у мальчиков (13–14 лет). В.С. Фарфель считает, что двигательная зрелость наступает раньше половой зрелости. Это может объяснить факт достижения наивысшего мастерства в гимнастике девочками 12–13 лет и снижения результативности выступления в соревнованиях в 16–17 лет [199].

С началом полового созревания наблюдается приостановка бурного развития двигательного анализатора, особенно это заметно у девочек, т.к. снижается их двигательная активность. Из-за перестройки телосложения – изменение таза, развитие грудных желез, увеличение жировых отложений, уменьшение относительной массы мышц к весу тела – они затрудняются при выполнении ряда физических упражнений [29].

         Исследование эргографического индекса, который демонстрирует выносливость испытуемого (суммируется вся механическая работа, произведённая рядом сокращений мышц до наступления утомления) показало, что он больше у женщин, чем у мужчин [11]. Однако мужчины имеют преимущество там, где требуется максимальное напряжение, а женщины лучше выполняют умеренную, но продолжительную работу.

         При исследовании тремора рук выяснилось, что у мужчин он характеризуется и большей частотой и амплитудой, чем у женщин [173].

Данные свидетельствуют о преимуществе женщин, особенно молодых (тремор выступает как фактор и показатель координации при выполнении мелких движений и операций), в успешности выполнения определённых производственных операций, таких, как сборка часовых механизмов, радиоламп, телевизоров и т. п.

         В исследованиях В.П. Багрунова приводятся данные, что мужчины превосходят женщин по интеграции двух параметров психомоторики: скорости и точности, но уступают в проявлении тренировочного эффекта [15]. Мужчины также лучше решают новые сенсомоторные задачи, а женщины – стереотипные. В целом, мужчины в области моторики отличаются большей видовой изменчивостью, а женщины – индивидуальной изменчивостью.

         Половые различия в моторике в большей степени объясняются учёными с точки зрения биологического фактора. По данным Д. Кимура, у женщин и мужчин имеются различия в мозговой локализации моторных функций [86]. Организация сложных движений рта и рук у женщин представлена в передних областях левого полушария (т.е. топографически близко к моторной коре), а у мужчин – в задних отделах (т.е. в близости со зрительной системой). Это объясняет преимущество женщин в тонкой моторике рук, а мужчин – в движениях, направленных на объекты, которые находятся на некотором расстоянии (типа прицеливание) [64].

         Однако на проявления моторики влияют и личностные качества, которые формируются в результате гендерной социализации. Так, юноши и мужчины более склонны к риску. И юноши, и девушки подражают сверстникам и взрослым представителям своего пола. Значительное влияние оказывает и социальное подкрепление [29].

         В результате исследования и биологических, и социальных факторов выяснилось, что на практике мужчины, оказывается, более активны в занятиях физической культурой и спортом, чем женщины. Однако является ли это окончательным «приговором» женской половине? Ученые придерживаются мнения, что высокой успешности в работе с мужским и женским контингентом можно добиться разными путями, и методика работы должна учитывать эти особенности, а не быть направлена на «подтягивание» представителей одного пола к представителям другого [5].

         Социологические исследования мотивов занятий физической культурой и спортом юношей и девушек разного возраста свидетельствуют об их различиях, обусловленных не только полом, но и другими социальными причинами, такими, как местом проживания.

Так, цели занятий мальчиков-школьников, проживающих в городе, касаются, в первую очередь – укрепления здоровья (62 %), усовершенствования формы тела (49 %), снижения массы тела (43 %), достижения высокого спортивного результата преследуют 29 % мальчиков. У сельских школьников на первом месте мотив достижения высокого спортивного результата (40 %), на втором – усовершенствование формы тела (33 %), на третьем – общение (29 %). У девочек подтверждается та же тенденция, что и у мальчиков: в большей степени на мотивацию к занятию спортом влияет не половая принадлежность, а социальные условия [23, 24].

         У студенческой молодежи уже проявляются особенности в структуре мотивации к занятиям спортом. У девушек в 78 % случаев проявляется мотив усовершенствования формы тела, у юношей – в 55 %, на втором месте – укрепление здоровья (50 % девушки и 45 % юноши), далее иерархия мотивов меняется. У юношей на третьем месте – улучшение физической подготовленности (49 %), у девушек – снижение массы тела (28 %) и общение с друзьями (26 %) [106].

         Наиболее заметны отличия юношей и девушек в выборе видов двигательной активности на занятиях по физическому воспитанию. У юношей приоритетом пользуются бодибилдинг (25 %), баскетбол (18 %), плавание (13 %), борьба (11 %), зимние виды спорта (11 %), футбол (6 %). У девушек в большей степени пользуются популярностью аэробика, фитнесс (70 %), игровые виды (33 %), плавание (17 %), нетрадиционные виды (борьба) – 12 % [24, 27, 106, 108]. В целом, занимаются спортом в школьном возрасте 41 % мальчиков и 29 % девочек, в студенческом возрасте – 8 % юношей и 3 % девушек.

         Изучение двигательной активности взрослого населения подтверждает тенденцию юношеского возраста. Разными формами занятий физическими упражнениями заняты 41,8 % мужчин и только 20,4 % женщин [215].

         В Польше выявлены аналогичные закономерности [66, 169]. Независимо от возраста количество лиц, занимающихся спортом, было больше среди мужчин, чем женщин. Так, в 12–13 лет их было 57 % и 40 % соответственно, в возрасте 17 лет – 45 % и 28 %, в возрасте 20 лет –  21 % и 12 %. Авторами выявлено, что девочки, в большей степени занимаются в спортивных секциях, а мальчики – в спортивных клубах. Меньшее участие в спортивных занятиях девочки объясняют большей занятостью учебой, а женщины – семейными обстоятельствами.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/82246.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.