У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие «лирическое начало»

Сочетание «лирическое начало» используется в литературоведении как устойчивое выражение для обозначения повышенной эмоциональности цело­го произведения или отдельных его частей. В 1960-70-х гг., когда усилились лирические тенденции в прозе, лирическое начало стало одной из главных проблем, исследуемых отечественным литературоведением. Наиболее пока­зательна в этом отношении работа В.В. Эйдиновой «Проза Э. Казакевича (лирическое начало в творчестве писателя)» (1971 г.). В последнее десятиле­тие научный интерес к проблеме постижения лирического начала вновь ак­тивизировался. В 1999 г. защищена кандидатская диссертация И.В. Тузковой «Лирическое начало в русской прозе конца XIX века (на материале малых эпических жанров)», в 2005 - Н.А. Захарченко «Лирическое начало в творче­стве И.С. Тургенева 40-50-х годов XIX века». Теорию лирического начала на материале национальной литературы рассматривает Ф.Н. Хуако в моногра­фиях «Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе (вторая половина XX в.: 40-90-е гг.)» (2003 г.) и «Двадцатый век: эпоха и ее художественное отражение в северокавказской лирической повести» (2005 г.).

Несмотря на широкое употребление, четкого толкования понятия нет. Как правило, это выражение используется для осознания ярко выраженного субъективного авторского контекста в произведениях, объединяющих при­знаки двух литературных родов, чаще — лирики и эпоса, реже — лирики и драмы. Характеристика лиро-эпического следует литературоведческой тра­диции, которую, развивал, например, Л.И. Тимофеев: «Соединение лириче­ского и эпического начал, выражающееся в переплетении сюжета и стихо­творной речи, в отражении жизни и через переживания, и через законченные характеры» [200, 381]. Близка названной точка зрения Л.В. Тодорова (в «Словаре литературоведческих терминов»): «Переплетение в целостном ху­дожественном построении стиха и сюжета завершает слияние эпического и лирического начал, закрепляет в композиционном единстве связь двух типов изображения человека: через поступки, мысли и чувства героев и через те переживания и оценки, которые действующие лица вызывают у автора» [90, 178]. А.Б. Есин отмечает: «Лиро-эпические произведения представляют со­бой, как видно из названия, синтез эпического и лирического начал» [85, 219].

На различные формы взаимодействия лирического и эпического начал указывает С.Н. Бройтман. В работе «Историческая поэтика» мы встречаем такое утверждение: «Собственно лирическая поэма и лирический эпос, с од­ной стороны, доводят до предела лирическое начало, а с другой, вновь обра­щаются к эпической основе, создавая неосинкретический жанр», в различных «поэмных разновидностях следует говорить не об отказе от эпического, а о варьировании меры эпического и лирического начал» [199, 324].

О взаимодействии различных начал пишет Н.Д. Тамарченко, ссылаясь на теорию Э. Штайгера: «Эпическое», «драматическое» и «лирическое» счи­таются универсальными «началами», выступающими всегда в комплексе и присутствующими в любом жанре, но в различных сочетаниях и пропорци­ях» [196,13].

Еще раньше Г.Н. Поспелов использовал термин «лирическое начало» наряду с «эпическим началом» для характеристики синкретических родовых образований. Отличие от представленных выше точек зрения на проблему заключается в том, что ученый косвенно указывает на условность, термино­логическую зыбкость понятия «лирическое начало», заключая его в кавычки. В разделе учебника «Теория литературы», посвященном лиро-эпике, Г.Н. Поспелов пишет: «Чистый» эпос и «чистая» лирика — это как бы два полюса и искусстве слова. А между ними располагаются промежуточные образова­ния, некоторые из которых соединяют в себе эпическое и лирическое «нача­ла» в том или ином их единстве и равноправности. Такие произведения обычно называют «лиро-эпическими». Они могут заключать в себе «качест­венное» и «количественное» соединение эпического и лирического «начал» [171, 111]. Однако указанные формы лирического начала («качественное» и «количественное») обозначены ученым в виде тезиса, исследователь не ха­рактеризует, в чем отличие этих двух форм проявления лирического начала в прозаическом тексте. Осмысление указанных разновидностей в нашей работе имеет концептуальное значение: мы исследуем в творчестве М.А. Тарковско­го проявление «качественного» лирического начала.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.