Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие «лирическое начало»Сочетание «лирическое начало» используется в литературоведении как устойчивое выражение для обозначения повышенной эмоциональности целого произведения или отдельных его частей. В 1960-70-х гг., когда усилились лирические тенденции в прозе, лирическое начало стало одной из главных проблем, исследуемых отечественным литературоведением. Наиболее показательна в этом отношении работа В.В. Эйдиновой «Проза Э. Казакевича (лирическое начало в творчестве писателя)» (1971 г.). В последнее десятилетие научный интерес к проблеме постижения лирического начала вновь активизировался. В 1999 г. защищена кандидатская диссертация И.В. Тузковой «Лирическое начало в русской прозе конца XIX века (на материале малых эпических жанров)», в 2005 - Н.А. Захарченко «Лирическое начало в творчестве И.С. Тургенева 40-50-х годов XIX века». Теорию лирического начала на материале национальной литературы рассматривает Ф.Н. Хуако в монографиях «Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе (вторая половина XX в.: 40-90-е гг.)» (2003 г.) и «Двадцатый век: эпоха и ее художественное отражение в северокавказской лирической повести» (2005 г.). Несмотря на широкое употребление, четкого толкования понятия нет. Как правило, это выражение используется для осознания ярко выраженного субъективного авторского контекста в произведениях, объединяющих признаки двух литературных родов, чаще — лирики и эпоса, реже — лирики и драмы. Характеристика лиро-эпического следует литературоведческой традиции, которую, развивал, например, Л.И. Тимофеев: «Соединение лирического и эпического начал, выражающееся в переплетении сюжета и стихотворной речи, в отражении жизни и через переживания, и через законченные характеры» [200, 381]. Близка названной точка зрения Л.В. Тодорова (в «Словаре литературоведческих терминов»): «Переплетение в целостном художественном построении стиха и сюжета завершает слияние эпического и лирического начал, закрепляет в композиционном единстве связь двух типов изображения человека: через поступки, мысли и чувства героев и через те переживания и оценки, которые действующие лица вызывают у автора» [90, 178]. А.Б. Есин отмечает: «Лиро-эпические произведения представляют собой, как видно из названия, синтез эпического и лирического начал» [85, 219]. На различные формы взаимодействия лирического и эпического начал указывает С.Н. Бройтман. В работе «Историческая поэтика» мы встречаем такое утверждение: «Собственно лирическая поэма и лирический эпос, с одной стороны, доводят до предела лирическое начало, а с другой, вновь обращаются к эпической основе, создавая неосинкретический жанр», в различных «поэмных разновидностях следует говорить не об отказе от эпического, а о варьировании меры эпического и лирического начал» [199, 324]. О взаимодействии различных начал пишет Н.Д. Тамарченко, ссылаясь на теорию Э. Штайгера: «Эпическое», «драматическое» и «лирическое» считаются универсальными «началами», выступающими всегда в комплексе и присутствующими в любом жанре, но в различных сочетаниях и пропорциях» [196,13]. Еще раньше Г.Н. Поспелов использовал термин «лирическое начало» наряду с «эпическим началом» для характеристики синкретических родовых образований. Отличие от представленных выше точек зрения на проблему заключается в том, что ученый косвенно указывает на условность, терминологическую зыбкость понятия «лирическое начало», заключая его в кавычки. В разделе учебника «Теория литературы», посвященном лиро-эпике, Г.Н. Поспелов пишет: «Чистый» эпос и «чистая» лирика — это как бы два полюса и искусстве слова. А между ними располагаются промежуточные образования, некоторые из которых соединяют в себе эпическое и лирическое «начала» в том или ином их единстве и равноправности. Такие произведения обычно называют «лиро-эпическими». Они могут заключать в себе «качественное» и «количественное» соединение эпического и лирического «начал» [171, 111]. Однако указанные формы лирического начала («качественное» и «количественное») обозначены ученым в виде тезиса, исследователь не характеризует, в чем отличие этих двух форм проявления лирического начала в прозаическом тексте. Осмысление указанных разновидностей в нашей работе имеет концептуальное значение: мы исследуем в творчестве М.А. Тарковского проявление «качественного» лирического начала.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html |
|