Быстрый переход к готовым работам
|
Лирическое начало как жанрообразующий признак лириче¬ской прозыПо нашему мнению, лирическое начало является жанрообразующим признаком некоторых лиро-эпических произведений в результате «качественного» проникновения в прозаический текст. Под «качественным соединением» мы понимаем такое наполнение прозаического текста лирическим звучанием, которое приводит к принципиальному перенесению акцентов с эпического на лирическое, позволяет авторам передать лирическое содержание в прозаической форме. Как следствие — новые жанрово-родовые образования, такие, как лирическая поэма или лирическая проза. Оба образования начинают активно развиваться в XX в. Исследователями (например, Н.Ю. Грякаловой, Э.А. Бальбуровым, Л.А. Ореховой и др.) осмыслялись причины столь ярко выраженной субъективности. Наиболее традиционная точка зрения на проблему лиризации прозы XX в. заключается в том, что стремительное развитие научно-технического прогресса, политические катаклизмы в определенной степени «перекрыли» человеку дорогу к самому себе, в то время как потребность в рефлексии, самораскрытии, понимании, исповедальном диалоге (свойства лирики) генетически присуща людям. В большинстве литературоведческих источников указывается, что лирическая проза объединяет черты эпоса и лирики. Например, В.И. Масловский отмечает, что «в лирической прозе присутствуют родовые черты как эпоса, так и лирики. От эпоса - определенная выраженность фабулы, персонажная многофигурность, элементы характерологии, за редким исключением - неритмизованная речь. От лирики - присутствие субъекта повествования (автор, рассказчик, герой), резкая выделенность какой-либо детали, отдельного слова, а также особая значимость лейтмотива, которые при ослабленно- сти фабулы вносят в лирическую прозу структурирующее начало» [127, 185]. Близкие рассуждения наблюдаются в диссертационном исследовании А.П. Казаркина: «Лирическим следует называть такой рассказ, в котором не просто замечаются некоторые, незначительные, спорадически проявляющиеся, элементы лиризма, а лирические и эпические признаки уравновешивают друг друга» [94, 5]. По мнению В.Ф. Горецкого, «более тесное взаимодействие лирики и эпоса образует лиро-эпический жанр, который дает своеобразный сплав, характеризующийся сочетанием обоих жанров (лирического и эпического) в изображении характера и путем показа его в действии, и через субъективное авторское его переживания, непосредственно (а не через действие) дающее ему оценку [71,14]. В.Е. Хализев замечает, что лирическая проза, как правило, автобиографическая, относится к «двуродовому образованию», объединяя в себе черты лирики и эпоса. В рамках нашей работы представляется существенным обратить внимание на ряд жанров, которые, по мнению ученого, не укладываются в традиционную родовую триаду «эпос, лирика, драма». Внеродовыми образованиями В.Е. Хализев называет очерки, литературу «потока сознания» и эссеистику. Данная точка зрения очень интересна в контексте нашего исследования, так как, по сути, все три «внеродовые» формы являются различными жанрами лирической прозы, которая не ограничивается лишь автобиографическим содержанием. В качестве доказательства самобытности жанрово-родовой природы очерков исследователь приводит преобладание описаний, которые нередко сопровождаются рассуждениями. «В очерках событийные ряды и собственно повествование организующей роли не играют» [218, 317]. В литературе потока сознания преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые цепи впечатлений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. Здесь сознание, чаще всего предстающее неупорядоченным, хаотичным, как бы присваивает и поглощает мир: действительность оказывается «застланной» хаосом ее созерцаний, а мир — помещенным в чье-то сознание. В качестве наиболее яркого воплощения признаков эссеи- стики ученый приводит творчество М.М. Пришвина, которого большинство исследователей относит к авторам лирической (лирико-философской) прозы. Подробнее на своеобразии поэтики этого художника мы остановимся в следующем параграфе, сейчас же отметим признак эссеистики, называемый В.Е. Хализевым: «Эссеистская форма — это непринужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней. Мысли, высказываемые в эссеистской форме, как правило, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возможность совсем иных суждений. Эссеистика тяготеет к синкретизму: начала собственно художественные здесь легко соединяются с публицистическими и философскими» [218, 317]. Сложность исследования родовой природы выделенных В.Е. Хализевым жанров связана, на наш взгляд, с недостаточной еще на сегодняшний день степенью изученности лирической прозы, которая (при всей ее неоднородности) является одним из важнейших в русской литературе последних полутора веков жанров лирики. Объектом нашего исследования является лирическое начало в прозе. Проза традиционно понимается как форма выражения эпического сознания. Следовательно, в лирической прозе наблюдается сложное соединение двух универсальных категорий - эпического и лирического. Чтобы понять, в каких случаях лирическое начало не просто «организует» некоторые фрагменты текста, но приводит к «качественному» изменению традиционного жанрово- родового образования, обозначим основные свойства лирики и эпоса как литературных родов.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html |
|