У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Государственное регулирование банковской деятельности на примере ЗАО КБ Приватбанк
Количество страниц 110
ВУЗ Севастопольский государственный технический университет
Год сдачи 2010
Бесплатно скачать 1371.doc 
Содержание Введение 3
1 Сущность и методика государственного регулирования деятельности коммерческих банков 7
1.1 Общие аспекты регулирования деятельности коммерческих банков 7
1.2 Инструменты регулирования деятельности коммерческих банков 9
1.3 Регулирование деятельности коммерческих банков в Украине 15
1.3.1 Характеристика органов регулирования 15
1.3.2 Обзор нормативно-правовых актов 20
1.3.3 Характеристика обязательных нормативов коммерческих банков как главного инструмента влияния на их деятельность со стороны государства 28
1.4 Иностранный капитал в банковской системе Украины 38
2 Анализ деятельности коммерческого банка по соблюдению требований государства на примере ЗАО КБ ПриватБанк 45
2.1 Краткая характеристика деятельности банка 45
2.2 Анализ соблюдения нормативов обязательного резервирования 50
2.3 Анализ обязательных нормативов деятельности 53
2.3.1 Анализ нормативов ликвидности 53
2.3.2 Анализ нормативов капитала 57
2.3.3 Общая оценка соблюдения обязательных нормативов 61
2.4 Выработка рекомендаций по повышению эффективности выполнения требований к деятельности банка 62
2.5 Сравнительная характеристика нормативов капитала банков Украины 65
2.6 Анализ государственной политики в Украине в области регулирования деятельности коммерческих банков 68
2.6.1 Анализ изменения банковских нормативов 68
2.6.2 Анализ динамики учетной ставки 69
2.6.3 Анализ динамики обязательных банковских резервов 71
3 Построение корреляционно-регрессионной зависимости между инструментами государственного регулирования и объемами банковских операций 74
4 Государственное управление и надзор за охраной труда в Украине 82
4.1 Понятие управления и надзор в охране труда 82
4.2 Органы государственного управления и охрана труда в Украине 83
4.3 Органы государственного надзора за надзором труда в Украине 88
4.4 Управление и надзор в системе государственного горно-промышленного надзора в Украине 92
Заключение 96
Список использованных источников 100
Приложение А. Баланс ЗАО КБ ПриватБанк на 31.12.2005 г 104
Приложение Б. Баланс ЗАО КБ ПриватБанк на 31.12.2006 г 106
Приложение В. Отчет о финансовых результатах ЗАО КБ ПриватБанк за 2006 год 108
Приложение Г. Динамика учетной ставки НБУ в 1992-2006 годах 109

ВВЕДЕНИЕ

Украина в настоящее время переживает нелегкий период закрепления за ней статуса страны с регулируемой рыночной экономикой, полученного не так давно - в конце 2005 года, поэтому становление и развитие национальной банковской системы происходит в сложных кризисных условиях.
Успех государственной политики страны в целом в большой мере зависит от стабильности ее банковской системы. В условиях перехода от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству именно банковская система призвана обеспечить экономически оправданное распределение финансовых ресурсов, стимулировать конкурентные отношения, приватизацию государственного имущества, перестройку ценообразования и ценовых пропорций.
Как свидетельствует практика, нестабильность банковской системы, кризисы банков имеют тяжелые экономические последствия. Поэтому для создания стабильной банковской системы и функционирует банковское регулирование [37, c. 21].
Банковское регулирование как одна из форм государственного управления является системой мероприятий, с помощью которых государство через центральный банк (или другой уполномоченный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предупреждает дестабилизационные процессы в банковском секторе.
При этом банковское регулирование как функция государственного управления призвана способствовать обеспечению:
1) стойкости работы и укреплению финансового состояния банковского учреждения;
2) ориентации и стимулированию деятельности банков в отрасли кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества;
3) научной организации денежного обращения в народном хозяйстве;
4) созданию системы гарантий защиты интересов вкладчиков, в первую очередь физических лиц.
Большое значение для эффективности банковского регулирования имеет нормотворческая функция Национального банка Украины.
Национальный банк выдает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и местного самоуправления, банкам, предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности, а также для физических лиц.
Нормативно-правовые акты Национального банка (инструкции, положения, правила) выдаются и утверждаются в форме постановлений Правления НБУ. Они не могут противоречить законам и другим законодательным актам Украины и не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они согласно с законом смягчают или отменяют ответственность.
Таким образом, банковское регулирование необходимо рассматривать как одну из функций Национального банка Украины, которая заключается в создании системы норм, которые регулируют деятельность банков, определяют общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства.
Следовательно, банковское регулирование является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это - функция государственного управления, по отношению к которому оно выступает средством реализации политики государства. С другой стороны, банковское регулирование можно рассматривать как управленческую деятельность, которая имеет свои методы и формы реализации.
Целью написания данной дипломной работы является комплексный анализ системы регулирования банковской деятельности в Украине.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать систему и инструменты государственного регулирования банковской деятельности в общем;
2. Описать порядок регулирования деятельности коммерческих банков в Украине;
3. Проанализировать соблюдение требований банковской деятельности на примере конкретного банка;
4. Выработать рекомендации по оптимизации соблюдения банком требований к нему;
5. Оценить динамику изменения инструментов банковского регулирования во времени;
6. Составить математическую модель, характеризующую взаимосвязь показателей деятельности банка и учетной ставки НБУ с целью установления зависимости между ними;
7. Описать систему регулирования охраны труда в Украине.
На основании поставленных задач сформирована структура работы: первая глава призвана решить первые две задачи, вторая – последующие три, третья – шестую, четвертая – седьмую.
Объектами исследования в данной работе являются:
• Банковская система Украины на макроуровне;
• ПриватБанк как конкретное банковское учреждение на микроуровне.
В ходе написания работы были использованы нормативно-правовые акты Украины, периодические и книжные издания, электронные ресурсы, отчетность НБУ и ПриватБанка.


ВВЕДЕНИЕ

Украина в настоящее время переживает нелегкий период закрепления за ней статуса страны с регулируемой рыночной экономикой, полученного не так давно - в конце 2005 года, поэтому становление и развитие национальной банковской системы происходит в сложных кризисных условиях.
Успех государственной политики страны в целом в большой мере зависит от стабильности ее банковской системы. В условиях перехода от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству именно банковская система призвана обеспечить экономически оправданное распределение финансовых ресурсов, стимулировать конкурентные отношения, приватизацию государственного имущества, перестройку ценообразования и ценовых пропорций.
Как свидетельствует практика, нестабильность банковской системы, кризисы банков имеют тяжелые экономические последствия. Поэтому для создания стабильной банковской системы и функционирует банковское регулирование [37, c. 21].
Банковское регулирование как одна из форм государственного управления является системой мероприятий, с помощью которых государство через центральный банк (или другой уполномоченный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предупреждает дестабилизационные процессы в банковском секторе.
При этом банковское регулирование как функция государственного управления призвана способствовать обеспечению:
1) стойкости работы и укреплению финансового состояния банковского учреждения;
2) ориентации и стимулированию деятельности банков в отрасли кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества;
3) научной организации денежного обращения в народном хозяйстве;
4) созданию системы гарантий защиты интересов вкладчиков, в первую очередь физических лиц.
Большое значение для эффективности банковского регулирования имеет нормотворческая функция Национального банка Украины.
Национальный банк выдает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и местного самоуправления, банкам, предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности, а также для физических лиц.
Нормативно-правовые акты Национального банка (инструкции, положения, правила) выдаются и утверждаются в форме постановлений Правления НБУ. Они не могут противоречить законам и другим законодательным актам Украины и не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они согласно с законом смягчают или отменяют ответственность.
Таким образом, банковское регулирование необходимо рассматривать как одну из функций Национального банка Украины, которая заключается в создании системы норм, которые регулируют деятельность банков, определяют общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства.
Следовательно, банковское регулирование является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это - функция государственного управления, по отношению к которому оно выступает средством реализации политики государства. С другой стороны, банковское регулирование можно рассматривать как управленческую деятельность, которая имеет свои методы и формы реализации.
Целью написания данной дипломной работы является комплексный анализ системы регулирования банковской деятельности в Украине.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать систему и инструменты государственного регулирования банковской деятельности в общем;
2. Описать порядок регулирования деятельности коммерческих банков в Украине;
3. Проанализировать соблюдение требований банковской деятельности на примере конкретного банка;
4. Выработать рекомендации по оптимизации соблюдения банком требований к нему;
5. Оценить динамику изменения инструментов банковского регулирования во времени;
6. Составить математическую модель, характеризующую взаимосвязь показателей деятельности банка и учетной ставки НБУ с целью установления зависимости между ними;
7. Описать систему регулирования охраны труда в Украине.
На основании поставленных задач сформирована структура работы: первая глава призвана решить первые две задачи, вторая – последующие три, третья – шестую, четвертая – седьмую.
Объектами исследования в данной работе являются:
• Банковская система Украины на макроуровне;
• ПриватБанк как конкретное банковское учреждение на микроуровне.
В ходе написания работы были использованы нормативно-правовые акты Украины, периодические и книжные издания, электронные ресурсы, отчетность НБУ и ПриватБанка.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания дипломной работы было установлено, насколько важным является регулирование банковской деятельности для поддержания стабильности финансово-кредитной системы любой страны. В зависимости от состояния экономики государство в лице Центробанка воздействует прямо и косвенно на деятельность банков и тем самым не только поддерживает ликвидность, платежеспособность и другие показатели конкретных банков, но и осуществляет влияние на денежную массу и тем самым регулирует общеэкономические процессы, затрагивающие всех граждан страны, такие, как, например, инфляция.
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки центробанка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.
В банковской системе Украины НБУ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. НБУ призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.
При определении инструментов регулирования банковской системы было выявлено, что главными из них являются учетная ставка, обязательные резервы, операции на открытом рынке и обязательные нормативы. Каждый из этих инструментов в определенные моменты может оказывать разное влияние и вызывать разные последствия.
Характеристика инструментов регулирования банковской деятельности в Украине показала, что НБУ широко использует обязательные к исполнению нормативы, такие как нормативы капитала, ликвидности, кредитных рисков, инвестирования и валютных позиций. Соблюдение этих нормативов сдерживает банки от соблазнов вложений ресурсов в высокорисковые активы с целью получения сверхприбыли и тем самым обеспечивает их стабильность.
В ходе написания второй главы был проведен анализ соблюдения нормативов с позиции банка, а также проанализирована динамика изменения требований к деятельности коммерческих банков.
В ходе анализа соблюдения ПриватБанком требований к его деятельности было выявлено, что:
в обоих анализируемых периодах (2005-2006 гг.) ПриватБанк придерживался нормативов НБУ по объемам резервирования (поскольку остатки средств на счетах в НБУ превышали величину минимально необходимых резервов), причем с большим, почти двукратным запасом.
по показателям ликвидности было установлено, что все они существенно превышают нормативные значения и в ближайшее время ликвидности банка ничего не угрожает (так, например, фактический норматив мгновенной ликвидности в конце 2006 года превышал нормативно значение почти в 6 раз – 117 % против 20 %).
факторный анализ платежеспособности выявил количественное влияние регулятивного капитала и активов на значение коэффициента платежеспособности. В ходе него было установлено, что увеличение регулятивного капитала благоприятно влияло на динамику Н2, а увеличение величины активов с учетом риска – негативно.
все требования НБУ согласно Инструкции «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» ПриватБанком в 2005-2006 годах выполнялись. Наиболее впечатляющим был запас по регулятивному капиталу, нормативам ликвидности (особенно краткосрочной) и большим кредитным рискам.
В заключение к анализу нормативов ПриватБанка были даны рекомендации по повышению эффективности соблюдения им номративов. В силу того, что большинство фактических значений существенно превышают нормативные было бы целесообразным наращивать объемы долгосрочных и соответственно высокодоходных активов (в частности бизнес-кредиты, вложения в долгосрочные ценные бумаги и т.д.). Часть средств можно перевести с текущих счетов в НБУ (при этом есть достаточный их запас для того, чтобы соответствовать нормативам резервирования), часть перевести из краткосрочных активов (при этом проблем с ликвидностью у банка также не возникнет).
В ходе расчетов было установлено, что превышение остатков средств на счете в НБУ (которые являются фактически бездоходными) над нормативной величиной резервов на 31.12.2006 года составила 765106,5 тыс грн. Если учесть, что в среднем доходность долгосрочных активных операций в гривне составляет 22 %, можно подсчитать, что в случае перенаправления этих средств в долгосрочные активные операции банк получит дополнительный доход в размере 765106,5 * 0,22 = 168323,43 тыс. грн.
Анализ динамики учетной ставки и обязательных резервов показал их четкую тенденцию к снижению. Эта тенденция является положительной для экономики, дает банкам больше возможностей для распоряжения своими активами и является следствием стабилизации финансово-кредитной системы и экономики в целом.
В ходе написания третьей главы был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости показателей деятельности ПриватБанка с учетной ставкой НБУ. В ходе этого анализа была подтверждена теоретически обоснованная обратная зависимость между ними, однако коэффициент корреляции, все же оказались не такими впечатляющими, как хотелось бы (около -0,7). Также в данной главе были построены регрессионные модели в целью возможности прогнозирования показателей деятельности банка на основе имеющихся данных по перспективам изменения учетной ставки. Эти модели реально применимы на практике. В случае объявления НБУ об изменении учетной ставки ПриватБанк сможет спрогнозировать величины своих основных показателей (общей величины активов, кредитов, депозитов) на ближайшее будущее.
В четвертой главе были описаны общие положения в области государственного управления охраной труда в Украине, доказана ее важность и актуальность.
Таким образом, в ходе написания работы были освещены все теоретические и практические аспекты государственного регулирования банковской деятельности как с позиции конкретного банка, так и с макроэкономической позиции, разработаны математические модели для прогнозирования показателей деятельности банка на основе инструментов денежно-кредитной политики, что имеет реальную практическую ценность и может быть использовано менеджерами банка в дальнейшем.


1. Хозяйственный Кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV с изменениями и дополнениями // Электронная правовая система Эксперт-юрист.
2. О банках и банковской деятельности: Закон Украины от 07.12.2000. с изменениями и дополнениями // Электронная правовая система Эксперт-юрист.
3. Об охране труда: Закон Украины № 2694-XII от 14.10.1992 г. с изменениями и дополнениями // Электронная правовая система Эксперт-юрист.
4. О национальном банке Украины (с изменениями и дополнениями). Закон Украины № 679-XIV от 20.05.1999 года // Электронная правовая система Эксперт-юрист.
5. О порядке регулирования деятельности банков в Украине: Постановление НБУ N368 от 28.08.2001 // Электронная правовая система Эксперт-Юрист.
6. О порядке формирования резервов для банков Украины: Постановление НБУ № 91 от 16.03.2006 // Электронная правовая система Эксперт-Юрист.
7. О регулировании денежно-кредитного рынка: Постановление НБУ № 268 от 17.06.2006 // Электронная правовая система Эксперт-Юрист.
8. О порядке организации государственного надзора за охраной труда и горного надзора в системе Госнадзорохрантруда Украины: Положение государственного комитета Украины по надзору за охраной труда № 92 от 30.03.2004 г. // Электронная правовая система Эксперт-Юрист.
9. Балабанов И.Т., Банки и банковское дело / И. Т. Балабанов. - С.-Петербург: Питер, 2002 – 451 с.
10. Баталов А.Г. Банковская конкуренция / А.Г. Баталов, Г.О. Самойлов. - М.: Экзамен, 2004. – 256 с.
11. Безруков В. Приоритеты денежно-кредитной политики в развитых странах / В. Безруков, Е. Матросова. // Экономист.-1997- 25с.
12. Васюренко О.В. Банковские операции: Учеб. пособие/ О.В.Васюренко. – 2-е изд., испр. и доп.- К.: Знание, 2001.-255 с.
13. Веселовский А. “Совершенствование надзора за деятельностью коммерческих банков” // Вестник НБУ/ - 2002. - № 2. с. 24-27
14. Геєць В. Іноземний капітал у банківській системі України / Валерій Геєць // Дзеркало Тижня. - № 26 (605) 8 — 14 липня 2006. – с. 15-17.
15. Годовой отчет НБУ за 2006 год // Электронный ресурс. Официальный сайт НБУ в Интернет. Режим доступа: http://www.bank.gov.ua/Of_vydan/Annual%20Reports/A_report_2006.pdf
16. Джимбинов К.Д. Факторы усиления кредитной активности банков / Джимбинов К.Д., Проскурин А.М.// Бизнес и банки.-2004.-№14.-с.1-2.
17. Егоров Е.В. и др. Маркетинг банковских услуг: Учеб. пособие/ Е.В.Егоров, А.В. Романов, В.А. Романова; Под ред. В. А. Романовой. – М.: ТЕИС, 1999. – 102 с.
18. Калимуллина Ф.Ф., Сагитдинов М.Ш. К вопросу об анализе деятельности коммерческого банка // Банковское дело. – 1997. -№10. -С.7-11.
19. Калина А.В. Банковское дело: Краткий словарь-справочник/ А.В. Калина, В.Н. Кочетков.-К.:МАУП, 1998 – 206 с..
20. Калина А. В. Работа современного коммерческого банка: Учебно-методическое пособие/ А. В. Калина, А. А. Кощеев; Межрегиональная Академия управления персоналом. – К.: МАУП, 1997. – 221 с.
21. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры/ В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.,
22. Колпина Л.Г., Кравцова Г.И., Тарасевич В.Л. Финансы и кредит – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336 с.
23. Крамаренко Г.А.Финансовый анализ и планирование: Учебное пособие / Г.А. Крамаренко; Днепропетровская Академия управления, бизнеса и права. – Днепропетровск: [Изд-во ДАУБЛ], 2001.-231 с.
24. Лаврушин О.И. Банковское дело / О.И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 179 с..
25. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-288 с.
26. Миронов, В. Ю. Понятие государственного регулирования банковской деятельности и банковского регулирования :Финансово-правовой аспект / В. Ю. Миронов. // Юридический вестник Ростовского
государственного экономического университета . -2005. - № 3 (35). - С. 44 - 51
27. Мороз А.Н. Основы банковского дела / А.Н. Мороз.– К.: Издательство Либра, 1998. – 211 с..
28. Новиков А.Н. Тенденции обесценения денежного регулирования в современных условиях / Новиков А.Н. // Бизнес и банки.-2003.-№1-2.-с.1- 3
29. Одегов Ю.Г. Банковский менеджмент / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - М.: Экзамен, 2004. – 445 с.
30. Официальный сайт НБУ в Интернете // Электронный ресурс. Режим доступа: www.bank.gov.ua/
31. Официальный сайт ПриватБанка в Интернете // Электронный ресурс. Режим доступа: www.privatbank.ua/
32. Печникова А.В. Банковские операции / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - К.: Просвiта, 2002. – 523 с.
33. Портал банкира // Электронный ресурс. Режим доступа: http://users.iptelecom.net.ua/~russo/articles.htm
34. Проскурин А.М. О совершенствовании контроля за денежной массой и кредитом / Проскурин А.М. // Бизнес и банки. – 2000.-№ 18.-с.1-2.
35. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
36. Степаненко А. “Системная перестройка банковских учреждений и работа с проблемными банками”// Банковское дело. – 2002. - №1. с. 26-28.
37. Суржинський М. Поняття і сутність банківського регулювання та банківського нагляду в Україні / М. Суржинський // Юридичний журнал. – 2004. - № 8. – с. 20-23.
38. Украинская финансовая система // Электронный ресурс. Режим доступа: www.ufs.com.ua
39. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк / В. М. Усоскин.-М.: Изд-во «Все для Вас», 1999.-с. 149.
40. Уткин Э.А. Банковский маркетинг: [Учеб. пособие для банковских шк. и колледжей по спец. “Банковское дело”. – 2-е изд.].-М.: ИНФРА –М.; 1995. – 299 с.
41. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа – М.: Инфра – М, 2002 г. – 294 с.
42. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке: [Произв.изд.] / А.Д.Шеремет, Г.Н. Щербакова.- М.: Финансы и статистика, 2001.-254 с.
43. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности / Г.Н. Щербакова. - М.: Юнити-Дана, 2003. – 398 с.
Стоимость доставки работы, в гривнах:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
200
Скачать бесплатно 1371.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.