У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности подготовки велосипедистов-шоссейников на основе применения нетрадиционной методики
Количество страниц 70
ВУЗ ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Год сдачи 2011
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...………5
РАЗДЕЛ 1. …………………………………………………………………….....10
1.1. Моделирование, как процесс оптимизации спортивной подготовки
………………………………………………………………………….....10
1.1.1. Модели соревновательной деятельности ……………………..…12
1.1.2. Модели подготовленности…………………………….….………13
1.1.3. Модельные хаpактеpистики функциональных возможностей велосипедистов.………………………………………………………………….14
1.1.4. Морфофункциональные модели…………………………………..15
1.1.5. Моделирование соревновательной деятельности и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов. ………………………………………………………………16
1.2.Хаpактеpистики физической работоспособности велосипедистов..19
1.3. Воздействие гипоксических условий горной местности на организм спортсменов………………………………………………...……………..28
1.3.1. Адаптация организма велосипедистов к гипоксическим условиям среднегорья и методика построения тренировочного процесса в этот период………………………………………………………..……….…..31
1.4. Педагогические исследования способов педалирования…………35
1.4.1. Импульсные способы педалирования ……………..……………..36
1.4.2. Круговое педалирование ………………………………………….40
РАЗДЕЛ 2. Методы и организация исследований…………………………….45
2. 1. Общая характеристика методов исследований………….…….......45
2. 1. 1. Методы теоретического анализа и обобщения нучно-методической литературы………………………………………………..45
2. 1. 2. Методы педагогических исследований………………………….46
2. 1. 3. Медико-биологические методы исследования. ……………..….47
2. 1. 4. Методы математической статистики………………….……..….47
РАЗДЕЛ 3. Собственные исследований………………………………………..49
3.1. Исследование методик подготовки велосипедистов-шоссейников……………………………………………………………....49
3.2. Исследование техники педлировния у велосипедистов-шоссейников …………………………………....……………..………….54
3.2.1. Методика обучения технике педалирования……………….…….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………….……59
ВЫВОДЫ.…………………………………………………….…………………..62
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……….……………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..………...……67








ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ

ЖЕЛ  жизненная емкость легких
МПК  максимальное потребление кислорода
ЧСС  частота сердечных сокращений
ЦНС  центральная нервная система
ОМЕ  общая метаболическая емкость
АМЕ  аэробная метаболическая емкость
АНАМЕ  анаэробная метаболическая емкость
Вес.рост. показ.  весо-ростовой показатель
АД  артериальное давление
ИГСТ  индекс Гаргвардского степ-теста
ПАНО  порога анаэробного обмена
МОК  минутный объем кровообращения
ЧСС  частота сердечных сокращений
КВ  коэффициент выносливости
ЧД  частота дыхания
ИГТ  метода интервальной гипоксической тренировки
ПЭВМ  персонально электроно вычислительная машина
Равномерный  метод тренировки предполагающий равномерное выполнение работы
Интервальный  метод тренировки предполагающий выполнение серии упражнений одинаковой продолжительностью с постоянной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха
Переменный  метод тренировки предполагающий варьирование интенсивности тренировочной нагрузки
Соревновательный  метод тренировки предполагающий специально-организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения результативности тренировочного процесса




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Поиск путей совершенствования системы подготовки спортсменов высокой квалификации к крупнейшим международным соревнованиям - одно из ведущих направлений развития теории и методики современного спорта [14].
Анализ состояния велосипедного спорта в мире выявил тенденцию постоянного роста спортивных результатов и мастерства велосипедистов [17, 20, 21]. Неуклонный рост спортивных достижений свидетельствует о скрытых функциональных возможностях организма человека. Однако скрытые резервы организма могут проявляться лишь в результате научно обоснованной системы подготовки спортсменов. В дальнейшем спортивные достижения прямо зависят от того, насколько эффективно будут определены перспективные пути совершенствования спортивной тренировки [1, 6, 19]. Необходимым условием эффективного управления подготовкой спортсменов является соответствие программ тренировочных воздействий функциональным возможностям организма [9, 10, 12].
Увеличение объема тренировочных нагрузок и высокая интенсивность тренировочного процесса лимитируются возможностями организма, что требует безотлагательного внедрения в практику спорта высших спортивных достижений результатов научных исследований, направленных на оптимизацию учебного процесса таким образом, чтобы без угрозы переутомления и перетренированности выполнить запланированную физическую работу, обеспечивающую высокий спортивный результат [4, 7, 12, 15]. В системе подготовки спортсменов высокого класса необходимо учитывать не только общие закономерности реакции различных функциональных систем на действие экстремальных факторов внешней среды, но и особенности индивидуальной реакции организма к гипоксии-гиперкапнии [4, 5, 7, 21, 40]. Дальнейший рост спортивных результатов должен основываться на изыскании новых нетрадиционных средств и методов тренировки, способствующих повышению эффективности
тренировочного процесса [3, 20, 35, 39].
В условиях высокой конкуренции в велосипедном спорте весьма актуальное значение приобретает совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Современная концепция подготовки спортсменов к соревнованиям, базирующаяся на общих закономерностях адаптации как отдельных ведущих систем организма, так и организма в целом, исчерпала свои потенциальные возможности [19, 20, 29].
Целенаправленные исследования показали, что в подготовке высококвалифицированных спортсменов объемы тренировочных и соревновательных нагрузок подошли близко к пределу их функциональных возможностей [8, 9, 11, 13, 21, 24, 36, 39]. Существующая практика подготовки спортсменов требует поиска и обоснования высокоэффективных средств и методов изучения оптимальных соотношений основных физических упражнений и нетрадиционных воздействий. Повышение общей и специальной работоспособности вело-сипедистов-шоссейников связано с переводом общепедагогической доктрины тренировки в русло индивидуальной подготовки спортсменов в избранном виде спорта. При подготовке велосипедистов-шоссейников важно раскрыть врожденные задатки и способности и перспективу их развития [3, 6, 11, 24, 35].
Во время мышечной деятельности часто возникают гипоксические ситуации (работа при задержке дыхания; при выполнении интенсивных упражнений, кислородный запрос которых значительно превышает величины МПК, и др.). Выполнение некоторых спортивных упражнений, особенно в обстановке соревнований, сопровождается предельной мобилизацией гипоксических возможностей спортсмена [8, 7-9, 12, 16]. Увеличение продолжительности воздействия гипоксии или резкое повышение силы этого воздействия приводит к различным функциональным расстройствам.
Одним из приоритетных направлений повышения работоспособности может явиться усиление тренирующего воздействия на системы обеспечения организма кислородом и повышение способности организма переносить гипоксические и гиперкапнические сдвиги в организме [24, 37]. Гипоксия, сопровождающая выполнение физических упражнений, неизбежно способствует усилению функциональной активности в условиях кислородной недостаточности, служит основным фактором, вызывающим развитие адаптационных изменений в организме и формирующим тренировочный эффект нагрузок [15]. Применение искусственно вызванных гипоксических состояний также оказывает существенное влияние на развитие адаптации и воздействие гипоксии нагрузки. С учетом этих обстоятельств для повышения индивидуальной гипоксиче-ской устойчивости организма спортсмена применяются кратковременные ги поксические тренировки, гипоксическая тренировка в условиях гипоксии и ги-поксическая тренировка с дозированным дыханием [7-10, 16].
Однако применение метода прерывистой гипоксии с целью повышения эффективности тренировочного процесса еще недостаточно изучено [16-25]. Как известно, использование метода интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) связано с аппаратурным обеспечением, и на практике используются разновидности технических устройств, позволяющих создать искусственную ги-поксическую среду [2, 17, 18]. С этих позиций проблема разработки и системного применения различных режимов искусственно вызванной прерывистой гипоксии и влияния интервальной гипоксической тренировки без применения специальной аппаратуры на работоспособность велосипедистов-шоссейников, с учетом их индивидуальных особенностей, является актуальной и представляет большую теоретическую и практическую значимость.
Рабочая гипотеза. Было выдвинуто предположение, что искусственно вызываемая гипоксия способствует развитию адаптационных изменений в организме, возникающих при выполнении специфических нагрузок велосипедистов. На этой основе становится возможным, варьируя избираемыми параметрами гипоксической нагрузки без применения технических устройств, эффективно влиять на гипоксические возможности организма и результативно повышать общую и специальную работоспособность велосипедистов-шоссейников.
Цель исследования состоит в повышении эффективности общей и специальной работоспособности и устойчивости к гипоксии велосипедистов-
шоссейников на основе применения нетрадиционной методики с учетом индивидуальной устойчивости организма к гипоксическому фактору.
Объект исследования - процесс спортивной тренировки велосипеди-стов-шоссейников.
Предмет исследования - совершенствование общей и специальной физической работоспособности велосипедистов разного уровня индивидуальной устойчивости к гипоксии при целенаправленном применении интервальной гипоксической тренировки.
Научная новизна. В результате исследований экспериментально обосновано:
 высокая значимость гипоксического и гиперкапнического факторов в работоспособности велосипедистов-шоссейников;
 между способностью преодолевать кислородный дефицит и работоспособностью велосипедистов существует прямая взаимосвязь;
 спортсмены, обладающие более высокой устойчивостью к гипоксии-гиперкапнии, наиболее перспективны в велосипедном спорте;
 применение интервальной гипоксической тренировки способствует адаптации к гипоксии, в которую вовлекаются различные системы организма, что расширяет функциональные возможности велосипедистов, повышает индивидуальную устойчивость к гипоксическому фактору и, как результат, способствует повышению общей и специальной работоспособности;
 проанализированы способы педалирования и данна методика обучения.
Теоретическая значимость. Результаты исследований расширяют теоретические знания в обосновании приоритетных путей повышения спортивной работоспособности и роста спортивного мастерства велосипедистов-шоссейников.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса велосипедистов-шоссейников, роста работоспособности и спортивных результатов. Применение интервальной гипоксической тренировки, где возможно эффективно сочетать тренировочные нагрузки с искусственно вызываемой прерывистой гипоксией, на общеподготовительном этапе круглогодичного цикла, может заметно улучшить показатели спортивной работоспособности. Устойчивость к гипоксии-гиперкапнии, оцениваемая временем задержки дыхания на вдохе, может быть использована как объективный, специальный тест для диагностики и отбора велосипедистов-шоссейников.
Список литературы Практические рекомендации
Результаты исследования позволяют дать следующие практические рекомендации.
1. Приложение усилий в верхней зоне педалирования.
При выполнении этого упражнения следует напоминать о необходимости как можно раньше приступать к проталкиванию педали вперед от конца задней зоны. Это упражнение также будет способствовать ликвидации разрыва в приложении усилий между задней и верхней зонами, что очень важно для увеличения скорости езды.
2. Приложение одновременных усилий в нижней и верхней зонах.
Это упражнение необходимо для энергичного преодоления верхней и нижней зон одновремен но, так как именно в этих зонах создаются затруднительные условия для приложения усилий по касательной. Основная задача его состоит в том, чтобы прилагать усилия в указанных зонах, а главное, приблизить их по своей мощности к усилиям, которые развивает гонщик при педалировании в других зонах.
3. Преодоление передней зоны за счет веса ноги (бессиловое педалирование).
После того как освоены упражнения предыдущих трех основных зон, появляется возможность для акцентирования внимания на бессиловой технике педалирования, которая применяется в момент облегченных условий: при попутном ветре, на спусках, в группе, в команде (третья и четвертая позиции) и в других случаях. Этот кратковременный отдых поможет восстановить работоспособность наиболее сильных групп мышц, принимающих участие в преодолении передней зоны, где наблюдаются максимальные усилия. Выполняя это упражнение, следует добиваться такого положения, когда в трех основных зонах не прилагаются усилия, а в преодолении передней зоны используется только вес ноги и инерция. Для обучения приложению максимальных усилий в этой зоне нет необходимости давать специальные упражнения. По мере увеличения давления на педаль в передней зоне невольно возрастают усилия и во всех остальных. Регулированию усилий в передней зоне целесообразно обучать при выполнении пятого упражнения.
4. Приложение одновременных усилий в передней и задней зонах (нажим и подтягивание педалей одновременно обеими ногами).
Зная регулирующее значение усилий, прилагаемых в передней зоне, целесообразно после упражнения в бессиловом педалировании выполнять упражнение с одновременным нажимом и подтягиванием педалей обеими ногами. Упражнение способствует эффективному и своевременному подтягиванию педалей в задней зоне, а так же удлиняет зоны активного приложения усилий.
Наличие пары сил, действующих в противоположных направлениях, значительно увеличивает силу нажима на педаль в передней зоне и способствует улучшению координационных возможностей.
При освоении этого упражнения следует первоначально направить часть усилий на ногу, которая давит вниз, а другую часть – на ногу, которая подтягивает педаль вверх. При этом основное внимание уделяется преодолению задней зоны с некоторым опережением усилий. Далее осваивается вторая половина упражнения.
После закрепления техники каждого варианта необходимо перейти к выполнению упражнения в целом. Очередность работы групп мышц, принимающих участие в подтягивании педали в задней зоне, остается такой же, как указывалось в первом упражнении. Вначале включаются мышцы, производящие тыльное сгибание стопы, затем – сгибатели голени и последними – сгибатели бедра.
5. Поочередное круговое педалирование одной ногой.
В этом упражнении усилия прилагаются по всей окружности педалирования. Педалируя одной ногой, велосипедист без помощи тренера легко обнаруживает свои наиболее характерные ошибки по мышечным ощущениям. Педалирование одной ногой применяется в конце каждого этапа освоения упражнений для контроля за техникой выполнения.
Во время выполнения этого упражнения тренер наблюдает сбоку не только за структурой движения ног, но и за равномерным натяжением верхнего участка цепи, одновременно с этим – за положением стопы работающей ноги. Если в какое-то мгновение цепь провисает, то это говорит о том, что велосипедист неравномерно прилагает усилия к педалям или вовсе их не прилагает в этой зоне.
6. Круговое педалирование обеими ногами одновременно.
В этом упражнении используются двигательные навыки ранее освоенных упражнений, поэтому изучать его рекомендуется последним. Не следует торопиться с переходом к этому упражнению. Лишь убедившись в усвоении предшествующих упражнений, можно осваивать круговое педалирование. Здесь для контроля за техникой педалирования используют те же способы, что и в шестом упражнении. Если обнаружится в одной из зон разрыв в приложении усилий, то можно вернуться вновь к отработке необходимого элемента.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Ашмарин Б.А. - М.: ФиС, 1978. - 233 с.
2. Бахвалов В.А. Роль тренера в организации выступления велосипедистов в соревнованиях по треку / Бахвалов В.А. - М.; ФиС., 1977г. –С. 23-37 (Велосипедный спорт).
3. Веpхошанский Ю.В. Основы специальной физической подго¬товки спортсменов / Веpхошанский Ю.В.– М.: Физкультуpа и спорт, 1988. – С. 276-330.
4. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле / Веpхошанский Ю.В. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- № 2. – С. 24-31.(Теория и практика физической культуры).
5. Виру А.А. Изменения белкового обмена в процессе адаптации / Виру А.А. –Тарту: Минвуз СССР, 1984. – С. 13-18. (Физиол. проблемы адаптации).
6. Виру А. Биологические аспекты управления тренировкой / Виру А., Виру М., Коновалов Г., Ээпик А.– К.: Олимпийская литература, 1993. – С. 12-24. (Современный олимпийский спорт).
7. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант / Волков Л.В. – К.: ВЕЖА, 1997. – С. 117-128.
8. Ердаков С.В. Подготовка велосипедистов-преследователей к ответственным соревнованиям / Ердаков С.В. -М. ФиС., 1975г. –С.12-34.(Ежегодник1975г. Велосипедный спорт)
9. Ердаков С.В. Итоги сезона / Ердаков С.В. -М., ФиС.,1985г (Ежегодник. Велосипедный спорт).
10. Ердаков С.В. Некоторые вопросы подготовки велосипедистов-профессионалов и постановка работы с юношеским велоспортом в Италии / Ердаков С.В., Капитонов В.А., Кузнецов А.А. Служебные документы. 1986. -38 с.
11. Крылатых Ю.Г. Подготовка юных велосипедистов / Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. - М.: ФиС, 1982. - 201 с.
12. Крылатых Ю.Г. Техника гонщиков-преследователей / Крылатых Ю.Г. -М.,ФиС.,1985г. –С.25-49.(Ежегодник).
13. . Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Матвеев Л.П. - М.: ФиС, 1976. - 304 с.
14. Минченко В.Г. Содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки велосипедистов-шоссейников / Минченко В.Г., Михайлов В.В. - М.: ФиС, 1985, с. 54-57. (Велосипедный спорт: Ежегодник).
15. Мищенко В.С. Оценка функциональной подготовленности квалифициpованных споpтсменов на основании учета стpуктуpы аэpобной пpоизводительности / Мищенко В.С., Булатова М.М. Наука в Олимпийском споpте. – 1994. – №1. – С. 63-72.
16. Нижегородцев А.Д. Исследования эффективности различных видов соревнований в связи с воспитанием специальной выносливости велосипедиста (на примере гонки преследования на 4 км: автореф. дис. на здобуття наук ступеня канд. фіз.вих.: спец. 24.00.01 „Олімпійський і професійний спортˮ/ Нижегородцев А.Д.-М., 1970г. -20с.
17. Нижегородцев А.Д. Исследования специальной выносливости при различных сочетаниях объемно-интенсивной нагрузки / Нижегородцев А.Д.-М., ФиС.,1973г. –С.32-51.
18. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Озолин Н.Г. –М.: Изд. АСТ, 2003. – 863с.
19. Осадчий В.П. Система педагогического контроля за развитием специальных физических качеств велосипедистов / Осадчий В.П., Полищук Д.А. -М.,ФиС.,1980г. –С.24-37.(Велосипедный спорт).
20. Осадчий В.П. Управление развитием физических качеств при подготовке велосипедистов высокого класса / Осадчий В.П. -М., ФиС., 1983г. –С.30-61. (Ежегодник).
21. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Платонов В.Н.- К.: Олимпийская литература, 1997. 583с.
22. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение / Платонов В.Н. –К.: Олимпийская литература, 2004. –С. 365-389.
23. Платонов В.Н. Организационно-методические проблемы подготовки велосипедистов / Платонов В.Н. -М., ФиС., 1983г.(Ежегодник).
24. Полищук Д.А.Пути совершенствования методики соревновательной подготовки велосипедистов высокой квалификации / Полищук Д.А. -М.,ФиС.,1976г. (Велосипедный спорт).
25. Полищук Д.А. Итоги сезона-80 в гонках по треку / Полищук Д.А. -М.,ФиС. 1981г. (Ежегодник).
26. Полищук Д.А. Подготовка велосипедистов / Полищук Д.А.- К.: Здоров’я, 1986.-197 с.
27. Полищук Д.А. Велосипедный спорт / Полищук Д.А. -К., Вища школа 1986г. (Учебное пособие).
28. Полищук Д.А. Велосипедный спорт / Полищук Д.А.-К.,Олимпийская литература, 1997г.
29. Пруднікова М.С. Теорія і методика обраного виду спорту (велосипедний спорт) / М. Пруднікова, В. Мулик. - Харків: 2006. - 100с. (Методичний посібник).
30. Прудникова М.С. Исследование физического развития юных велосипедисток 12-15 лет в период становления репродуктивной функции / Прудникова М.С.- Харків: 2008. – №3- С.117-120. (Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту).
31. Прудникова М.С. Исследование развития вторичных половых признаков юных велосипедисток 12-15 лет в период становления овариально - менструального цикла / Прудникова М.С. - Харків: 2008.- №5- С.115-117. (Педагогіка, психологія та медико – біологічні проблеми фізичного виховання і спорту).
32. Прудникова М.С. Воздействие физических нагрузок в период становления ОМЦ у юных велосипедисток / Прудникова М.С.- Харків: 2008. (Слобожанський науково-спортивний вісник. – Вип. 11).
33. Разумовский Е.А. Совершенствование специальной подготовлености спортсменов высшей квалификации: автореф. дис. на здобуття наук ступеня канд. фіз.вих.: спец. 24.00.01 „Олімпійський і професійний спортˮ/ Разумовский Е.А. -М., 1993г.-20с.
34. Ратов И.П. Использование технических средств и методических приемов «искусственно управляющей среды» в подготовке спортсменов / Ратов И.П. – М.: СААМ, 1995. – С. 323-337. (Современная система спортивной подготовки).
35. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей / Романенко В.А. ‒ Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005. 290 с. (Учебное пособие).
36. Руденко В.П. Структура соревновательной деятельности велосипедистов в годичном цикле подготовки (на материале индивидуальной гонки): автореф. дис. на здобуття наук ступеня канд. фіз.вих.: спец. 24.00.01 „Олімпійський і професійний спортˮ/ Руденко В.П.-К., 1989г.-20с.
37. Суслова Ф.Л. Современная система спортивной подготовки / Ф.Л. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995. - 448 с.
38. Филин В.П. Воспитание физических качеств у спортсменов / Филин В.П.-М.,ФиС. 1985г. –С.13-27.
39. Шелешнев Л.М. Велоспорт: Из опыта подготовки сильнейших велосипедистов страны к гонкам на шоссе / Шелешнев Л.М. - М.: Советская Россия, 1976.
40. Шелешнев Л.М.Подготовка велосипедиста-шоссейника к однодневным гонкам / Шелешнев Л.М. М., 1958, с. 20-26. (Матер. метод. конф. тренеров по велоспорту).
41. Шелешнев Л.М. Раздумья тренера / Шелешнев Л.М. - М.: ФиС, 1987. - 128 с.
Стоимость доставки работы, в гривнах:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
150





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.