Быстрый переход к готовым работам
|
Модель последовательного синтеза автоматизированных информационных технологий управления
Для определения нормативного множества функций (третий
этап модели системной деятельности) вновь проектируемых систем либо определения
множества альтернатив решения конкретных проблемных ситуаций может быть
использован содержательный метод последовательного синтеза автоматизированных
информационных технологий (АИТ) управления. Понятие новых информационных технологий связывают, как
правило, совокупностью форм, методов и средств автоматизации учрежденческой деятельности
аппарата управления организации. Рассмотрим следующие основополагающие понятия: При анализе любой системы будем выделять конечные
продукты, производимые объектом управления (материальные, финансовые,
информационные) и производимые системой управления (информационные). Множество конечных продуктов объекта управления определяется
его целями и функциональными особенностями. Множество конечных продуктов
системы управления ориентировано на информационное отображение управленческих решений
и включает в себя следующие продукты деятельности: постановления, решения,
приказы, распоряжения, отчеты, справки, сведения, предложения, программы, планы
мероприятий и т.д. Информационные конечные продукты являются информационными
ресурсами управления по выпуску (производству) и реализации материальных
конечных продуктов системы. Для каждого из видов конечных продуктов характерно
наличие собственного жизненного цикла существования. При этом под жизненным
циклом будем понимать определенную последовательность изменения формы и свойств
конечных продуктов, начиная от их возникновения и заканчивая потреблением. Информационные конечные продукты характеризуются
жизненными циклами «управления» и «переработки информации». Жизненный цикл
«управления» включает в себя следующие фазы: <прогнозирование, планирование,
контроль, анализ, регулирование>. Жизненный цикл «переработки информации»
характеризуется наличием таких этапов: <регистрация, сбор, передача,
обработка, отображение, хранение, защита, уничтожение>. Очевидно, что все
предложенные модели не абсолютны и могут изменяться и дополняться. Проектирование автоматизированных информационных
технологий управления (АИТ) включает в себя процессы последовательного
взаимодействия выделенных этапов жизненных циклов «материальных конечных продуктов»,
«управления» и «переработки информации». Основываясь на выделенных понятиях и определениях,
будем считать, что процессы определения
нормативного множества автоматизированных информационных технологий включает
в себя последовательное применение необходимого и достаточного количества
функций управления к каждой из фаз жизненного цикла «производства материального
конечного продукта». В свою очередь, каждая из функций управления реализуется за счет использования современных
информационных и программно-технических средств на выделенных этапах жизненного
цикла «переработки информации». Очевидно, что структура модели синтеза АИТ может изменяться
в зависимости от состава элементов моделей «жизненный цикл». Пусть P={pi}, Z={zj}, X={xp} – множество фаз (этапов) жизненного цикла «получения
конечных продуктов», «управления» и «переработки информации» соответственно. Последовательно
сопоставляя элементы множества P и Z, сформулируем множество задач управления по выпуску
продуктов системы: PZ=<pi *zj >=<p1z 1, p1z 2 , p1z 3, … piz j, … pkz n > , при этом
piz j равно единице, если функция управления j для этапа i
существенна, и нулю – в противном случае.
Аналогичным образом, последовательно сопоставляя элементы множеств PZ и X, определением множество способов переработки
информации при реализации каждой из задач управления. С учетом вышеизложенного
множество информационных технологий управления может быть представлено в виде
следующего выражения:
k
n m PZX= (pi*zj*xp) i=1 j=1 p=1 В качестве примера рассмотрим модель выбора задач
управления при организации работы кафедры учебного заведения. Будем считать, что множество P состоит из следующих этапов: <организация нового
набора, организация обучения, организация распределения>. Множество Z состоит
из элементов: <прогнозирование, планирование, оперативное управление>, а
множество X - из элементов:
<сбор информации, обработка информации, хранение информации, защита информации>. В этом случае множество
задач управления может быть сформировано таким образом: p1z 1 -
прогнозирование нового набора; p1z 2 -
планирование нового набора; p1z 3 - оперативное
управление работой приемной комиссии. Аналогичным образом может быть расписано и множество
задач <pi *zj >. Для детализации этапа p2 представим
процесс обучения в виде следующей модели социальной деятельности: <преподаватели,
обучаемые, материальная база учебного процесса, технология обучения >. В
этом случае задачи множества <p2 *z1 > могут быть представлены в виде: p1z 1I - прогнозирование потребности в кадрах; p1z 1II
– прогнозирование потребности в учебно-методической литературе; p1z 1III
– прогнозирование развития материально-технической базы учебного процесса; p1z 1IV
– прогнозирование методов и средств (технологий) организации учебного процесса. Проектирование информационных
технологий реализации вышеперечисленных задач проиллюстрируем на примере: p1z 1x1 – определение системы сбора исходной информации для
решения задачи прогнозирования нового набора (потребность в специалистах,
наличие абитуриентов, возможность учебного заведения и т.д.); p1z2x2 –
разработка и реализация алгоритмов планирования; p1z2x3 –
разработка концептуальной, логической и физической структур базы данных для
планирования нового набора; p1z2x4 –
разработка механизмов защиты информации от несанкционированного доступа. По логике проектирования этапы xp могут
выполняться и в другой последовательности. Заказать написание авторской работы |
|