Быстрый переход к готовым работам
|
Требования к содержанию введения
Введение является важной составной частью дипломной
работы и включает в себя программу и общую концепцию предстоящего исследования.
Введение содержит ряд научно обоснованных элементов, расположенных в
определенной последовательности и взаимосвязанных между собой. Актуальность темы включает в себя аргументацию важности
исследуемой проблемы, необходимости ее изучения с позиции теории и практики,
потребности в специальном её исследовании и выработке практических решений
проблемы. Здесь же раскрывается состояние научной разработанности выбранной
темы, т.е. дается краткий обзор специальной литературы в определенной
логической последовательности с оформлением ссылок на указанных авторов в
установленном порядке. Сначала дается анализ того, что уже нашло отражение в
специальной литературе. Затем делается вывод о том, что уже решено
предшествующими исследователями, и что недостаточно раскрыто и нуждается в
дальнейшей разработке. Далее формулируется основное противоречие в
исследуемой области, т.е. серьезные несоответствия между какими–либо элементами
внутри единого объекта. Основное противоречие отражает несоответствие состояния
определенной социальной проблемы и возможности ее решения имеющимися формами,
средствами, методами, технологиями и т.д. Выявление основного противоречия
позволяет точно определить научную проблему дипломной работы. Научная проблема характеризует, что именно хочет автор
разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в
чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого–либо
социального явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение
определенной социальной проблемы; каковы оптимальные социально–экономические
условия эффективности деятельности специалиста в решении частной задачи и т. д. Далее следует определить объект и предмет дипломной работы. Объект исследования – наиболее сложная концептуальная
часть введения. Социологи, педагоги, историки, экономисты по-разному определяют
содержание этого понятия, что зависит от общих тенденций ведущих научных школ.
Так у психологов, педагогов и историков чаще всего объект – это та часть
практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело, и
представляет собою процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию. В социологических исследованиях в качестве объекта
выступают общество и его структуры, т.е. различные социальные группы и индивиды,
а также социальные институты, структуры, системы и организации сферы социальной
деятельности человека. Объект, как правило, носитель проблемы и отражается в
названии темы исследования. Предмет исследования
– это проблемное свойство, определенная сторона, характерный аспект, т.е.
наиболее существенные с точки зрения исследователя признаки объекта. Предмет
определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание
предстоящего исследования. Один и тот же объект может иметь множество предметов
исследования. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с названием
его темы, либо они очень близки по звучанию. Цель дипломной работы – это то, чего хочет достичь студент
в результате своей исследовательской деятельности. Цель выражает путь решения
проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Она
характеризует основной замысел студента и формулируется в зависимости от
направленности исследовательской работы: - по историческим проблемам – охарактеризовать,
раскрыть особенности социальных концепций, показать их историческую значимость
и роль в развитии современной социальной реальности; проанализировать и
обобщить теоретический и практический опыт исторических деятелей и определить их
значение для развития современной социальной практики и др.; - по теоретическим проблемам – теоретически обосновать
содержание, формы, методы и средства социальной деятельности; научно разработать
требования, критерии какого-либо социального явления; дать научное обоснование существующей
реальности и т.д.; - по прикладным проблемам – проанализировать социальные
технологии какой-либо деятельности; определить методику реализации различных
социальных действий; сделать анализ эффективности организационных мероприятий в
решении проблемы и др.; - по сравнительной тематике – провести анализ теорий,
содержания, организационных форм и методов деятельности в социальных
организациях и их системах различных стран, а также выявить возможности использования
зарубежного опыта в отечественной социальной практике. Формулировка цели чаще всего состоит из двух частей. Целесообразно
во второй части использовать следующие обороты: «сформулировать предложение…», «определить
пути совершенствования самого объекта или социальных действий с ним…», «разработать
программу действий…» и т.д. Задачи исследования. На основе формулировки цели
определяются конкретные задачи, которые требуется решить в процессе ее
достижения и их последовательность. Они взаимосвязаны и определяют содержание
дипломной работы. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач
исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их
определения: 1.Охарактеризовать предмет исследования; выявить
сущность исследуемой проблемы; дать теоретическое обоснование путей ее решения
и т.д. 2.Определить теоретические модели и раскрыть общие
способы решения проблемы; сформулировать теоретическое обоснование общих
способов решения проблемы; провести анализ условий её решения и т.д. 3.Указать конкретные способы реализации теоретической
модели исследования; описать прикладные методики, технологии и программы
исследований; выработать практические рекомендации по решению проблемы. Задачи формулируются как самостоятельные этапы
исследования и могут включать следующие обороты: «описать…», «проанализировать…»,
«изучить…», «рассмотреть…», «уточнить и дополнить понимание…», «выявить
сущность…», «систематизировать…», «предложить…»,
« разработать…» и т.д. Количество и
формулировка задач должны соответствовать параграфам в оглавлении работы и иметь
общее смысловое содержание. Каждый параграф должен содержать решение определенной задачи. Гипотеза
исследования. Гипотеза - означает предположение, допущение, выдвигаемое для
объяснения какого–либо явления или действия, истинное значение которого пока
еще не определенно. Гипотеза подлежит экспериментальной проверке, которая либо
подтвердит её, либо опровергнет. И если она не подтверждается опытом
исследования, то следует сформулировать её четко и кратко снова и подвергнуть
проверке в ходе проводимого исследования. Для каждой проблемы может быть
определена своя конструкция гипотезы, здесь шаблонов нет. При формулировании гипотезы возможно использование
следующих словосочетаний: «это возможно, если…», «будет обеспечено, если…», «будет
осуществляться эффективно при наличии условий…», «использование (создание)…
позволит обеспечить…» и др. Методология исследования - это определение основных
путей (методов), которые будут использованы при проведении исследовательской
работы, а так же описание теоретической, нормативно-правовой и эмпирической
основ исследования социальной проблемы. Автор должен показать практическую
сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий,
посредством которого он обеспечил решение основных задач и достиг цели
дипломной работы. Элементы новизны - что нового по сравнению с уже
известными знаниями в теории и практике
удалось достичь автору в процессе его исследования. При этом возможно использование
следующих формулировок: «в процессе исследования уточнено…», «дополнено…», «выявлено
влияние (проявление)…», «описано…», «систематизировано…», «предложено…» и т.д. Научная и практическая значимость исследования. Автор
показывает, какое может иметь значение те результаты, которые им получены в
ходе исследования, и где они могут получить применение или уже используются на
практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что
сделано дипломником. Положения, выносимые на защиту – это основные
результаты, полученные дипломником в процессе исследования, которые он готов
отстаивать. Это теоретические положения, обобщающие сведения, выводы,
практические рекомендации, которые формулируются в виде пронумерованных
тезисов. Каждый тезис включает краткое обобщающее содержание и его вывод. В
дипломной работе может быть три-четыре таких положения, например: разработанные
методы; совокупность методических приемов; социальные технологии; процедуры
осуществления; критерии эффективности
чего-то и т.д.
Заказать написание авторской работы |
|