Быстрый переход к готовым работам
|
Научно - методическая часть курсового проекта
Эта
часть курсового проекта включает следующие работы: 1.
Изучение специальной литературы с целью выбора наиболее подходящих с точки
зрения самого студента методов, приемов и методик решения выбранной в
аналитической части конкретной
задачи. Таких альтернативных методик (методов, приемов) должно быть не менее
трех. 2.
Оценку степени привлекательности каждой из выбранных методик, методов и приемов
для решения этой задачи. При
рассмотрении альтернативных методов, приемов, методик решения задачи источником
информации может являться не только специальная литература, но также и
собственный практический опыт студента – проектанта. Для выбора подходящих из
них необходимо характеризовать все выбранные в предыдущем пункте и включенные в
набор методики, методы, приемы с точки зрения рациональности их использования
при разработке управленческого решения. Например, определить положительные и
отрицательные моменты их применения при решении выбранной конкретной задачи, их
соответствие заданным критериям предпочтительности (простота реализации,
возможность использования вычислительных машин, получение наиболее
рационального варианта решения) и т.п. Основой
для отбора метода являются сформулированные студентом критерии, например,
прозрачность метода, полная информационная обеспеченность (наличие всех
необходимых исходных данных для разработки управленческого решения данным
методом) и т.п. При этом, чем по большему числу критериальных признаков будет
осуществляться отбор методов, тем более высокая степень обоснованности
предпочтительности того или иного метода будет обеспечена. То же относится и к
методикам, приемам. При
рассмотрении альтернативных методов с точки зрения возможности их применения
при разработке конкретного управленческого решения может возникнуть три
ситуации: 1.
Из сформированного набора методов хотя бы один будет полностью соответствовать
предъявляемым требованиям (заданным критериям). Тогда целесообразность его использования
очевидна. 2.
Нет ни одного метода, которые бы в полной мере отвечал заданным критериям. В
этом случае студенту необходимо либо выбрать наиболее соответствующий метод и
адаптировать его к решаемой задаче, дополнив его собственными элементами, либо
отказаться от его использования. Дополняющие элементы могут быть взяты из
других методик (методов) и встроены в выбранный. 3.
Ни один из отобранных для решения задачи методов не удовлетворяет заданным
требованиям (критериям) и нет возможности его адаптировать к процессу
разработки управленческого решения. В этом случае студент должен в проектной
части КП разработать свой оригинальный метод решения. В
случае, когда имеет место вторая и
третья ситуации, в научно-методической части дается только общий контур
необходимых доработок (корректировок). Детальная проработка этого вопроса
осуществляется в проектной части. Сравнительный
анализ методов, используемых для решения выбранной задачи, может осуществляться
различными способами: по максимальному числу критериев отбора и характеристик
метода, по максимальному числу оценочных баллов, по экспертным оценкам и др.
Рассмотрим более подробно с методической точки зрения суть некоторых из этих
способов. 1
способ. По
максимальному числу совпадений признаков. Сравнение
заданных критериев с характеристиками каждого из методов и выбор тех методов,
которые имеют наибольшее число совпадений (таблица 8). Этот способ
рекомендуется использовать, если все критерии равно приоритетны. Таблица 8
- Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи
В
нашем примере наибольшее число совпадений у метода n (смотри таблицу 8),
следовательно, этот метод в наибольшей степени соответствует заданным
критериям, которые должны быть учтены при решении выбранной задачи. 2
способ. По
балльной оценке. Присвоение
каждому критерию соответствующей балльной оценки, характеризующей тот или иной
признак анализируемого метода (таблица 9) с последующим суммированием этих
оценок (таблица 10). Выбираются те
методы, которые набрали наибольшее число баллов. В этом случае появляется
возможность отдать предпочтение тем или иным критериям, которые могут являться
определяющими с точки зрения лица, принимающего решение, поскольку
присваиваемая балльная оценка обусловливается значимостью признака, выбранного
в качестве критериального. Используемые балльные оценки имеют численные
значения, которые устанавливаются самим проектантом. Интервал их разброса
должен соответствовать разбросу предпочтительностей выбранных критериев отбора,
так как в противном случае оценка методов может исказиться. Поэтому этот
интервал должен быть аргументирован проектантом. Рассматриваемые
оценки могут выражаться как целыми, так и дробными числами. Процедура оценки
аналогична предыдущей, но отбор методов осуществляется не по числу совпадений,
а по итоговой балльной оценке каждого из них. Этот метод позволяет подойти
дифференцированно к оценке выделенных критериев с точки зрения их
привлекательности при решении конкретной задачи. Таблица 9 - Бальные оценки
по критериям отбора
Таблица 10 - Сравнительный
анализ методов решения выбранной задачи на базе балльных оценок
В
нашем примере по итоговой оценке выбирается метод 2. 3
способ. По
скорректированной балльной оценке. Используемый
корректирующий коэффициент характеризует степень предпочтительности того или
иного критерия оценки рассматриваемого метода. При этом соответствие
анализируемого метода заданным критериям должно оцениваться численными
значениями, например, при соответствии – 1, при несоответствии – 0 (в отличие
от таблицы 8, в которой можно использовать качественные характеристики степени соответствия – «да», «нет»).
Корректирующий коэффициент (графа 3 таблицы 11) в зависимости от степени
приоритетности того или иного критерия (например, по оценке проектанта) может
выражаться как целым (например: 1; 2; 2; 3; 1 и т.д.), так и дробным числом
(например: 1,0; 1,2; 2,0; 1,3 и т.д.). Равноприоритетные критерии должны иметь
одинаковый корректирующий коэффициент. Число баллов по каждому критерию в
привязке к конкретному методу определяется как произведение оценки соответствия
анализируемого метода заданному критерию (1 или 0) на корректирующий
коэффициент. Например, если оценка соответствия равна 1, а корректирующий
коэффициент равен 3, то в графу «оценка соответствия» ставится произведение
1*3=3 (таблица 11). Таблица 11 - Сравнительный
анализ методов решения выбранной задачи методом скорректированной балльной
оценки
Выбираем
метод, имеющий наибольшее число баллов – метод1. 4
способ. На
базе экспертных оценок. В
этом случае, используя ранее приведенные таблицы 8, 10 и 11, можно построить
таблицу экспертных оценок, в которую будут заноситься оценки экспертов по
каждому методу в разрезе каждого из критериев или по методу в целом (таблица 12).
В качестве экспертов можно использовать авторов специальной литературы со
ссылкой на источник с указанием страницы. Экспертную оценку может дать и сам
проектант (с ее обоснованием) или руководитель курсового проекта. Таблица 12 - Сравнительный
анализ методов решения выбранной задачи методом экспертных оценок
Выбираем
метод, набравший наибольшее число баллов – метод 2.
Научно-методическая
часть заканчивается выбором одного или нескольких методов решения задачи. Если
выбрано несколько методов, то строится дерево решений, в котором на логическом уровне (в словесной
интерпретации) с учетом возможных рисков определяется наиболее предпочтительный
из них. Пример дерева решений дан на рисунке 7. Рисунок 7 - Дерево решений В
дальнейшем выбранный метод используется в проектной части КП при построении
модели решения задачи. Заказать написание авторской работы |
|