У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Информационное обеспечение создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции

Значительному уменьшению риска, связанного с инновационной товарной политикой, оказывает содействие достаточное  полное и своевременное информационное обеспечение, особенно относительно создания новой, наукоемкой и высокотехнологической продукции.

Успех новой продукции во многом зависит от ее соответствия требованиям потребителей (70-90% успеха). Английские ученые считают, что рыночные факторы по своему значению в 4 раза преобладают научно-технические. По их мнению, процесс развития новой техники - это диалоговый процесс взаимодействия между создателями продукции и ее потребителями.

Американские экспертизы удостоверяют, что 32% коммерческих неудач новаций является следствием ошибочной оценки требований рынка, 13% - ошибок в сфере сбыта, 14% - весьма высоких цен, 10% - несвоевременного начала продажи, 8% - активного противодействия конкурентов и только 23% новинок потерпят неудачу по техническим причинам [12]. Особое место занимает исследование факторов, влияющих на конкурентоспособность новой продукции. Здесь необходимы комплексные маркетинговые исследования и использование их результатов в оперативном и стратегическом планировании. В этой связи интересными являются результаты исследований американских ученых Буза, Алена и Хемильтона, выпущенные в 1982 году [33]. Согласно им главными факторами коммерческого успеха новых товаров следует считать:

адаптированность товара к требованиям рынка

85 %

соответствие товара особым возможностям фирмы

62 %

технологические преимущества товара

52 %

поддержка новых товаров руководством

45 %

использование процедур оценивания

33 %

благоприятная конкурентная среда

31 %

соответствие организационной структуры

15 %

Создавая новую наукоемкую и високотехнологескую продукцию, надо принимать во внимание:

- назначение и сферу применения продукции;

- особенности спроса;

- географическое распределение спроса и потребления;

- главные страны экспорта и импорта;

- фирми-производители аналогичной продукции;

- технико-экономический уровень аналогичной продукции;

- номенклатуру (ассортименты) аналогов;

- основные сведения относительно технологии производства;

- возможные качественные изменения в товарной массе в перспективе;

- возможное влияние научно-технического прогресса на производимые изделия, (технический уровень, экономические показатели, темпы усовершенствования и замены);

- состояние производственных мощностей конкурирующих фирм;

- анализ патентно-лицензионной деятельности ведущих фирм на мировом рынке.

Для продукции, предназначенной для экспорта, тщательно анализируются такие элементы внешней среды как конкуренция, институционные факторы, правовая система. Для каждого из этих элементов оцениваются функциональные аспекты товара, дизайн, упаковка и т.п..

C Анализируя внешнюю среду, принимают во внимание местные требования к эргономике, размерам, габаритам, а также к стандартам. Учитывают климатические особенности, уровень сервиса, отношение местных потребителей к цвету и внешнему оформлению товара, его соответствие местным вкусам и традициям. Обращают внимание на название нового товара, ее информативность, пригодность для легкого запоминания, а также на материалы, которые используются для паковки.

C Оценивая конкурентную среду, принимают во внимание наличие аналогичных товаров и их конкурентоспособность и возможный жизненный цикл. Изучают недостатки и преимущества оформления товаров конкурентов, престижность их товарных марок, качество и специфические особенности упаковки собственного товара, возможности ее улучшения.

C К институционным факторам, прежде всего, относится изучение организаций, которые осуществляют контроль за соблюдением стандартов, подвергают испытанию и сравнивают качество товаров и упаковки. Затем выясняют наличие в стране организаций, которые могут оказать помощь в выборе наиболее пригодного названия товара, осуществить квалифицированное испытание упаковки.

C Значительное внимание уделяется изучению правовой среды, регламентирующей порядок использования товара в стране. Это касается правил техники безопасности и охраны окружающей среды, порядка патентования продукции, регистрации торговой марки и названия товара.

Такой анализ особенно важен на начальных стадиях разработки продукции. Объясняется это тем, что уровень расходов на эксплуатацию готового изделия на 80% определяется техническими характеристиками, принимающими конструкторами на начальных этапах проектирования. На стадии изготовления исследовательского образца конструктор может влиять на 15% общих расходов, а когда изделие передается к серийному производству, эти возможности сокращаются лишь до 5%.

В промышленно развитых странах имеют место интересные тенденции информационного обеспечения создания новой продукции. Его основой становятся требования потребителей. Принимая во внимание результаты опросов покупателей, фирмы определяют возможные свойства будущей продукции, изменения в технологии, прогнозируют конъюнктуру рынка и поведение основной массы потребителей. Например, большинство аме риканських фирм создания новой продукции начинает из изготовление общей концепции. На этом этапе изучается информация службы маркетинга относительно преимуществ и недостатков выпускаемой продукции, анализируются сведения о деятельности конкурентов, о развитии соответствующих рынков. Предложения службы маркетинга и других подразделений, касаются разработки новой продукции, ранжи-руються с учетом потенциальных производственных расходов, характеристик возможных покупателей и диапазона цен. После этого определяются основные технико-экономические параметры нового изделия, составляется смета расходов, связанных с разработкой новой продукции, определяется структура затрат по этапам внедрения, устанавливается цена и условия продажи, порядок технического обслуживания и объемы услуг послепродажного обслуживание, рассчитывается прибыль. Разработчикам новой продукции предоставляется также информация о надежности ранее спроектированных ими изделий, перечень претензий потребителей на протяжении гарантийных сроков их эксплуатации. Интересным является опыт Германии, ведущие фирмы которой на этапе планирования новой продукции часто применяют метод «портфельного анализа».

С этой целью формируется двумерная матрица, в которой на оси абсцисс обозначается фаза рыночного цикла товара, а на оси ординат - уровень рентабельности. Объем проектных работ изображает как общие расходы с создание новой продукции или как ожидаемый объем продажи. Стратегической целью такого исследования является определения оптимального размещения всех проектов в матрице по стадиям жизненного цикла продукции. Поскольку расходы, которые осуществляются на начальных этапах, связаны с особенно большим риском, то одновременно оцениваются несколько целевых проектов. Это дает возможность определить так называемый целевой промежуток, который в одинаковой мере будет учитывать стратегические планы предприятия и специфические особенности целевого рынка товара.

Существенно отличается от американского и европейского японский опыт информационного обеспечения продуктовой инновации. Он отображает особенности стратегического маркетинга на рынке, насыщенном конкретным товаром. В этом случае производители стараются опережать запросы покупателей и предлагать им товары с такими новыми свойствами, которые потребитель иногда даже не может себе вообразить. Принимая во внимание, которое на современном этапе имеет место ускорения всех фаз жизненного цикла товара, японские предприниматели удачно используют научно-технические достижения для адекватного реагирования на изменения рыночной ситуации. Это сделало возможным завоевание крепких позиций на мировом рынке таким японским товарам как ЭВМ и периферийные устройства к ним, телевизоры, радиоприемники, видеомагнитофоны, автомобили и т.п.. Организационные формы разработки и воплощение инновационной стратегии, ее информационное обеспечение осуществляют в японских компаниях специальные комитеты, управления  и штабы координирования и планирование НОИКР, а также проектные и рационализаторские группы, подразделения научно-технического прогнозирования.

Также имеет место интегрирования разных автоматизированных систем управления, обработки документации, проектирования и производства гибких производственных систем в общую систему управления инновационной деятельностью. В процессе разработки и утверждение плана НОИКР японские промышленные компании применяют системный подход. Для принятия решений важное значение имеют результаты, получемыет с помощью метода «дерева целей», системного анализа, моделирования, имитирования, разработки сценариев.

Методы системного подхода применяются на всех этапах разработки и утверждение плана НОИКР: от определения цели до оценивания плана, который принимается. Одобряя план, принимают во внимание результаты экономического анализа, оценки эффективности, анализа рисков. Уменьшение расходов на информационное обеспечение и координирование исследовательской деятельности в компаниях достигается распределением близких по смыслу нововведений по отдельным блокам с подчинением одному руководителю. Характер технологических и информационных связей службы НОИКР с производством и маркетинговыми подразделениями влияет на соотношение централизации и децентрализации организации исследовательской деятельности в компаниях. Преимущества централизованной организации НОИКР новых товаров объясняются лучшей связью программ нововведений с политикой и долгосрочной стратегией компаний, обеспечением более концентрированного и эффективного использования стоимостного оборудования и специалистов высокой квалификации. При децентрализованной организации НОИКР имеют место более тесные связи соответствующей службы и ее информационного обеспечения с производственными и рыночными подразделениями, конкретным рынком и потребителями, что особенно важно для учета особенностей в потреблении.

Характерной тенденцией современного этапа инновационной деятельности является усиление роли малых предприятий в повышении научно-технического потенциала промышленное развитых стран. Хотя преобладающая часть этого потенциала сосредоточена в больших компаниях, малые инновационные предприятия часто превосходят их с точки зрения коммерциализации достижений научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ относительно не сложных в техническом отношении товаров. По мнению американского ученого А. Ансоффа [1] в приложении к 500 значительным технологическим нововведениям и изобретениям последних 20 лет, ведущая роль принадлежит именно малым предприятиям, см. табл. 1.

Таблица 1.

Доля технологических нововведений на предприятиях различных размеров в наиболее развитых странах в 80-х годах, %

 

Страна

Малые предприятия

Средние предприятия

Большие предприятия

США

35

15

50

Великобритания

24

9

67

Германия

26

11

63

Япония

4

16

80

Франция

31

25

44

Канада

50

0

50

Всего

31

14

65

Свременное состояние развития мировой экономики свидетельствует, что наиболее эффективной является стратегия инноваций, вытекающая из анализа потребностей рынка и следующей разработки соответствующих идей с помощью фундаментальных и прикладных исследований.



Заказать написание авторской работы

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.