У нас уже 17884 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие, содержание и стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс - это совокупность действий уполномоченных на основе норм бюджетного права органов государственной власти и местного самоуправления из составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджета, а также из составления, рассмотрения и утверждения отчета о его выполнении.

Широкое понимание бюджетного процесса заключается в том, что вся деятельность, которая базируется на властных полномочиях тех или других органов, должна быть подчинена строгим процедурным формам, которые обеспечивают законность, целесообразность и обоснованность этой деятельности. Поэтому четкий порядок, тщательным образом продуманный и разработанный во всех своих составляющих, нужен не только для организации и согласования работы всей системы государственных органов формирования и выполнения бюджета, но и для правильного решения многочисленных вопросов, которые при этом возникают.

К задачам, стоящим перед бюджетным процессом, можно отнести:

-максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов с целью создания сбалансированного рынка;

-определения доходов бюджета за отдельными налогами и обязательными платежами, а также общего объема соответственно прогнозам и целевым программам социально-экономического развития;

-согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечения стабильности национальной денежной единицы;

-осуществление бюджетной регуляции с целью сбалансирования бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ним и сферой хозяйства, экономическими регионами;

-сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

-усиление контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц.

На основе анализа задач, стоячих перед бюджетнім процессом, можно сделать вывод, что не целесообразно суживать понятие бюджетного процесса к стадиям составления проекта закона о бюджете и утверждении его органом законодательной власти. Принятие закона о Государственном бюджете - это только создание юридических возможностей для осуществления воли законодательного органа. Принятием закона заканчивается формирование бюджета, когда органы законодательной и исполнительной власти используют свои права и обязанности относительно составления и утверждения бюджета.

Суть бюджетного процесса сосредоточивается на непосредственном выполнении акта о бюджете, которое должно постоянно контролироваться со стороны органов государственной власти для достижения соответствия между запланированными и реальными показателями.

В. Г. Опарин, разделяет бюджетный процесс на две части:

1) бюджетное планирование;

2) выполнение бюджета [28, c. 57].

Бюджетное планирование охватывает составление проекта бюджета его рассмотрение и утверждение. Это сердцевина бюджетного процесса - выполняется тот бюджет, который принят. Задания бюджетного планирования определяются необходимостью решения триединого задания формирования бюджета:

1) достоверное определение объема и источников формирования доходов бюджета;

2) оптимальное распределение расходов по отдельным группам и отраслям;

3) сбалансирование бюджета.

Бюджетное планирование является наиболее важной составляющей финансового планирования, подчиненной требованиям финансовой политики государства. В ходе бюджетного планирования финансы активно влияют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявления резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

К принципам бюджетного планирования можно отнести:

 а) регуляцию бюджетных вопросов единственными правовыми нормами;

б) адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

в) непрерывность планирования годового бюджета;

г) стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

д) балансовый метод [15].

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и выполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопрос теории и методологию составления бюджетов страны.

Опыт других стран обязывает нас рассматривать бюджетный процесс как неразрывный целостный процесс, который состоит из трех основных моментов:

1) периода формирования проекта бюджета - "к началу бюджетного года";

2) самого "бюджетного года";

3) периода по завершении "бюджетного года" [11, c. 87].

Сначала происходит подготовка проекта бюджета органами исполнительной власти и робота органов законодательной власти над бюджетом, потом - выполнение бюджета. В завершение - контроль за выполнением бюджета, подбивание итогов подготовка отчета о его выполнении.

Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

Все это должно быть четко урегулировано правовыми нормами, которые закрепляют основные принципы бюджетного процесса. Закрепление принципов в нормах действующего законодательства предоставляет им общеобязательный характер, дает возможность глубже разобраться в их сущности, проанализировать их и этим избежать субъективного толкования и применения.

Стадия бюджетного процесса представляет собой этап деятельности государства или местного органа, в результате которого бюджет приобретает новые качества. Как правило, этот этап заканчивается принятием правового акта.

Все стадии бюджетного процесса основанные на единых принципах организации бюджетной деятельности и имеют соответствующую правовую регламентацию.

Основными принципами являются такие.

- gринцип распределения полномочий ВРУ, ВРАРК, органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления. Этот принцип означает, что каждому органу, который принимает участие в бюджетном процессе, принадлежит определенная компетенция, за пределы которой он не может выходить. Вмешательство других органов и организаций в процесс составления, утверждение и выполнение бюджета не допускается, кроме случаев, отмеченных в законодательстве.

- gринцип реальности включения показателей доходов и расходов. Доходы должны включаться в бюджет по источникам, расходы - по целевому назначению.

- принцип гласности. Он заключается в том, что показатели бюджета (В том числе и сведенного) и отчета о его выполнении могут и должны обнародоваться через средства массовой информации.

- принцип наглядности, который означает, что отображение показателей бюджета во взаимосвязи с общеэкономическими показателями в Украине и за ее границами происходит путем использования средств максимальной информативности результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического развития.

- принцип сравнения заключается в систематизации доходов и расходов бюджета за определенными признаками, которые дают возможность осуществить общегосударственное и международное сопоставление бюджетных данных.

- принцип полноты объема в бюджете означает, что в каждый бюджет включаются все средства, что направляются из приходо-расходной части.

- принцип применения балансового метода направлен на установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями.

С направлением бюджетного процесса связано и понятие бюджетного цикла, который охватывает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления начиная с разработки и составления проекта акта о бюджете, его рассмотрения и утверждения, выполнения и заканчивая составлением, рассмотрением и утверждением отчетности о выполнении соответствующего бюджета, и продолжается более двух лет

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.