Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие, содержание и стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это совокупность действий уполномоченных на основе норм бюджетного права органов государственной власти и местного самоуправления из составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджета, а также из составления, рассмотрения и утверждения отчета о его выполнении. Широкое понимание бюджетного процесса заключается в том, что вся деятельность, которая базируется на властных полномочиях тех или других органов, должна быть подчинена строгим процедурным формам, которые обеспечивают законность, целесообразность и обоснованность этой деятельности. Поэтому четкий порядок, тщательным образом продуманный и разработанный во всех своих составляющих, нужен не только для организации и согласования работы всей системы государственных органов формирования и выполнения бюджета, но и для правильного решения многочисленных вопросов, которые при этом возникают. К задачам, стоящим перед бюджетным процессом, можно отнести: -максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов с целью создания сбалансированного рынка; -определения доходов бюджета за отдельными налогами и обязательными платежами, а также общего объема соответственно прогнозам и целевым программам социально-экономического развития; -согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечения стабильности национальной денежной единицы; -осуществление бюджетной регуляции с целью сбалансирования бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ним и сферой хозяйства, экономическими регионами; -сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников; -усиление контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц. На основе анализа задач, стоячих перед бюджетнім процессом, можно сделать вывод, что не целесообразно суживать понятие бюджетного процесса к стадиям составления проекта закона о бюджете и утверждении его органом законодательной власти. Принятие закона о Государственном бюджете - это только создание юридических возможностей для осуществления воли законодательного органа. Принятием закона заканчивается формирование бюджета, когда органы законодательной и исполнительной власти используют свои права и обязанности относительно составления и утверждения бюджета. Суть бюджетного процесса сосредоточивается на непосредственном выполнении акта о бюджете, которое должно постоянно контролироваться со стороны органов государственной власти для достижения соответствия между запланированными и реальными показателями. В. Г. Опарин, разделяет бюджетный процесс на две части: 1) бюджетное планирование; 2) выполнение бюджета [28, c. 57]. Бюджетное планирование охватывает составление проекта бюджета его рассмотрение и утверждение. Это сердцевина бюджетного процесса - выполняется тот бюджет, который принят. Задания бюджетного планирования определяются необходимостью решения триединого задания формирования бюджета: 1) достоверное определение объема и источников формирования доходов бюджета; 2) оптимальное распределение расходов по отдельным группам и отраслям; 3) сбалансирование бюджета. Бюджетное планирование является наиболее важной составляющей финансового планирования, подчиненной требованиям финансовой политики государства. В ходе бюджетного планирования финансы активно влияют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявления резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов. К принципам бюджетного планирования можно отнести: а) регуляцию бюджетных вопросов единственными правовыми нормами; б) адресный и целевой характер направления бюджетных средств; в) непрерывность планирования годового бюджета; г) стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); д) балансовый метод [15]. Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и выполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопрос теории и методологию составления бюджетов страны. Опыт других стран обязывает нас рассматривать бюджетный процесс как неразрывный целостный процесс, который состоит из трех основных моментов: 1) периода формирования проекта бюджета - "к началу бюджетного года"; 2) самого "бюджетного года"; 3) периода по завершении "бюджетного года" [11, c. 87]. Сначала происходит
подготовка проекта бюджета органами исполнительной власти и робота органов
законодательной власти над бюджетом, потом - выполнение бюджета. В завершение -
контроль за выполнением бюджета, подбивание итогов подготовка отчета о его выполнении. Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом. Все это должно быть четко урегулировано правовыми нормами, которые закрепляют основные принципы бюджетного процесса. Закрепление принципов в нормах действующего законодательства предоставляет им общеобязательный характер, дает возможность глубже разобраться в их сущности, проанализировать их и этим избежать субъективного толкования и применения. Стадия бюджетного процесса представляет собой этап деятельности государства или местного органа, в результате которого бюджет приобретает новые качества. Как правило, этот этап заканчивается принятием правового акта. Все стадии бюджетного процесса основанные на единых принципах организации бюджетной деятельности и имеют соответствующую правовую регламентацию. Основными принципами являются такие. - gринцип распределения полномочий ВРУ, ВРАРК, органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления. Этот принцип означает, что каждому органу, который принимает участие в бюджетном процессе, принадлежит определенная компетенция, за пределы которой он не может выходить. Вмешательство других органов и организаций в процесс составления, утверждение и выполнение бюджета не допускается, кроме случаев, отмеченных в законодательстве. - gринцип реальности включения показателей доходов и расходов. Доходы должны включаться в бюджет по источникам, расходы - по целевому назначению. - принцип гласности. Он заключается в том, что показатели бюджета (В том числе и сведенного) и отчета о его выполнении могут и должны обнародоваться через средства массовой информации. - принцип наглядности, который означает, что отображение показателей бюджета во взаимосвязи с общеэкономическими показателями в Украине и за ее границами происходит путем использования средств максимальной информативности результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического развития. - принцип сравнения заключается в систематизации доходов и расходов бюджета за определенными признаками, которые дают возможность осуществить общегосударственное и международное сопоставление бюджетных данных. - принцип полноты объема в бюджете означает, что в каждый бюджет включаются все средства, что направляются из приходо-расходной части. - принцип применения балансового метода
направлен на установление правильного соотношения между доходами и расходами
всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. |
|