Быстрый переход к готовым работам
|
Законодательное регулирование бюджетного процесса в УкраинеБюджетное планирование – достаточно ответственный процесс, поэтому оно имеет свои «правила», основой которых является нормативная база. Рассмотрим основные законодательные акты, регламентирующие бюджетный процесс. 1) Конституция. В ней обозначены основные подходы к финансовым, в том числе и бюджетным вопросам, указаны отдельные контрольные сроки их решения. Так, проект бюджета должен быть подан Кабинетом Министров на рассмотрение Верховного Совета до 15 сентября. 2) Бюджетный кодекс Украины. В этом юридическом акте значительное внимание уделено процессам планирования, в частности дается перечень полномочий Верховного Совета, Кабинета Министров, Министерства финансов и других органов исполнительной власти государственного и местного уровней, предусмотрена ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Четко обозначены сроки всех четырех стадий бюджетного процесса на государственном и местном уровнях, определен механизм прохождения проекта Закона о Государственном бюджете, а также порядок утверждения местных бюджетов. 3) Законы Украины. Отдельные
вопросы планирования бюджетов урегулированы соответствующими законами. Так, с
26 апреля В Бюджетном кодексе предусмотрена соответствующая процедура экспертизы законов, которые влияют на доходную и расходную часть бюджетов. Каждый законопроект, внесенный в Верховный Совет Украины, на протяжении семи дней подается в Комитет Верховного Совета Украины по вопросам бюджета для проведения экспертизы относительно его влияния на доходную и/или расходную часть бюджетов и исполнения Закона о Государственном бюджете Украины в текущий бюджетный период. На протяжении двух недель, если Верховным Советом Украины не обозначено другой срок, Комитет Верховного Совета Украины по вопросам бюджета обеспечивает подготовку экспертного вывода относительно влияния соответствующего законопроекта на доходную и/или расходную часть бюджетов. К проектам законов, вступление в силу которых в текущий или следующий бюджетный периоды приведет к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджета, субъектом законодательной инициативы дополняются предложения о расходах, которые следует сократить, и/или предложения об источниках дополнительных доходов для покрытия увеличения расходов. Ни одно из таких изменений не должно привести к увеличению государственного долга и государственных гарантий, размер которых установлено Законом о Государственном бюджете Украины. При этом следует отметить следующие особенности: - законопроекты, которые согласно с экспертным выводом и решением Комитета Верховного Совета Украины по вопросам бюджета не влияют на доходную и/или расходную часть бюджетов, вносятся в порядок дневных пленарных заседаний Верховного Совета Украины для их рассмотрения в общем порядке, установленном Регламентом Верховного Совета Украины; - законопроекты, которые согласно экспертному выводу и соответствующему решению Комитета Верховного Совета Украины по вопросам бюджетов влияют на доходную или расходную часть бюджетов, на протяжении трех дней передаются Министерству финансов Украины для экспертного вывода относительно стоимостной величины влияния законопроектов на доходную или расходную часть бюджетов и для предложений относительно целесообразности их принятия, возможности и срока вступления их в действие. Министерство финансов Украины в двухнедельный срок готовит экспертный вывод и предложения к законопроектам и передает Комитету Верховного Совета Украины по вопросам бюджета для подготовки выводов относительно целесообразности их принятия Верховным Советом Украины и сроков вступления их в действие. Законы Украины, которые влияют на формирование доходной и расходной части бюджетов, должны быть опубликованы до 15 августа года, который предшествует плановому. В другом случае нормы соответствующих законов, которые влияют на формирование доходной и/или расходной части бюджетов, применяются не раньше начала бюджетного периода следующего за планируемым. 4) Предложения Верховного Совета Украины относительно основных направлений бюджетной политики. Верховный Совет разрабатывает соответствующие предложения, где отображена позиция депутатских групп и фракций по основным вопросам бюджетной политики, которая разрабатывается Кабинетом Министров Украины. 5) Указы Президента. Они
регламентируют отдельные текущие вопросы, которые составляют государственную
ценность и должны поддерживаться государством. Так, Указ Президента Украины от
23 февраля 6.) Ежегодное обращение
Президента Украины к Верховному Совету. Это конституционное право
Президента Украины, и впервые его обращение было посвящено бюджетным вопросам:
«Об основных направлениях бюджетной политики на 7.) Постановления и распоряжения
Кабинета Министров. Этими актами регламентируются механизмы бюджетных
процессов. Так, Кабинет Министров принял постановление от 29 декабря 8.) Другие акты государственных и
местных органов власти. Это могут быть правила составления и исполнения
бюджетов, бюджетная классификация, инструкции министерств и ведомств, бюджетные
регламенты, которые утверждаются органами местного самоуправления. Так,
Государственное казначейство Украины издало указ от 22 февраля 9.) Государственные программы экономического и социального развития. Основные программы таковы: - Проект Прогноза экономического и социального развития на 2007 – 2011 гг.; - Украина: вступление в 21 век. Стратегия экономической и социальной политики на 2007 – 2011 гг.; - Основные направления социальной политики на период до - Отраслевые программы; - Программы международного сотрудничества. На общегосударственном уровне в бюджетном планировании принимают участие международные финансовые институты, зарубежные консультанты, научные учреждения Украины, КМУ, все министерства и ведомства, соответствующие комитеты Верховного Совета Украины, отдельные депутаты и общественные организации. На местном уровне соответствующее участие принимают структурные подразделения органов законодательной и исполнительной власти, депутаты, научные общественные деятели. |
|