Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретические основы учета доходов и расходов от чрезвычайной деятельности
Хозяйственные операции, которые имеют
место во время чрезвычайной деятельности предприятия, отличаются тем, что они
направленные на возобновление среды предприятия, которое испытывает
трансформацию таким образом, что обычная деятельность затрудняється или
становится невозможной. Факты хозяйственной деятельности, которые подлежат
учету во время ликвидации последствий чрезвычайного события включают изменения
в стоимости имущества предприятия, в содержании хозяйственных операций, в среде
предприятия. Предлагаем классифицировать их за
такими признаками: весомость влияния на стоимость имущества, направление
влияния, направление осуществления, объем осуществления обычной деятельности,
длительность. Характеристика фактов, сгруппированных за классификационными
признаками, приведена в табл. 1.1. Таблица 1.1 Классификация фактов
хозяйственной деятельности, которые подлежат учету во время ликвидации последствий
чрезвычайного события
Факты, полученные в результате
чрезвычайного события, в среде предприятия проходят определенные этапы
обработки (фиксация, подтверждение, систематизация, обобщение, количественная и
качественная оценка, выводы, использования в практической деятельности) целью
чего есть использование их для формирования учетной, аналитической,
управленческой информации. В процессе обработки факты отображаются в документах
учета, отчетности, используются при проведении экономического анализа, финансового
менеджмента, при осуществлении аудита, при формировании управленческих решений
(табл. 1.2). Таблица 1.2 Последовательность
обработки фактов, полученных в результате
чрезвычайного события
Факты, связанные с чрезвычайными
событиями, фиксируются и подтверждаются в системе бухгалтерского учета на этапе
оформления первичной бухгалтерской документации. Фиксация чрезвычайных событий
является предпосылкой для последующих учетных операций. Факты составляют основу
систематизации информации относительно чрезвычайных событий с применением аналитического
и синтетического учета. Отчетность, в которой учтены факты, полученные в
результате чрезвычайного события, завершает процесс их учетной обработки.
Экономический анализ чрезвычайных событий проводится на основе данных учета и
отчетности предприятия. На данном этапе проводится оценка влияния данных фактов
на хозяйственную деятельность предприятия, которое пострадало. Таким образом
формируется информация для аудиторского вывода. В процессе управления
происходит использование в практической деятельности результатов предыдущей обработки
информации, относительно фактов, связанных с чрезвычайными событиями.
Следовательно, фактом для учета и анализа чрезвычайное событие становится в
процессе документальной фиксации, которую проводят внешние и внутренние субъекты.
Среди текущих хозяйственных
операций предприятия, которое потерпело от чрезвычайного события, можно
выделить те, которые касаются изменений в Отчете о финансовых результатах
(будут формировать чрезвычайные доходы и расходы и доходы и расходы от операционной,
инвестиционной, финансовой деятельности), и те, которые будут влиять на
изменения в статьях Баланса (табл. 1.3). Таблица 1.3 Влияние хозяйственных
операций из учета чрезвычайной деятельности на статье баланса
Примером первого типа операций
могут быть: приобретение за средства из расчетного счета основных средств,
материалов, запчастей, топлива для ликвидации последствий чрезвычайных событий;
перевод основных средств в оборотные активы в связи с их уценкой в результате
чрезвычайных событий; примером второго типа операций – получение средств из
бюджета для финансирования расходов из ликвидации чрезвычайных событий;
примером третьего типа – безоплатное получение основных средств, материалов, запчастей,
топлива для ликвидации последствий чрезвычайных событий; примером четвертого
типа – списание основных средств, материалов, запчастей, топлива по причине их повреждения в результате
чрезвычайных событий. При чрезвычайной ситуации,
которая имеет место на предприятии, хозяйственные операции можно разделить на
тех, что: а) фиксируют изменения в
стоимости и наличии активов под воздействием чрезвычайного события; б) касаются проведения операций
из ликвидации последствий чрезвычайных событий; в) касаются операций из
проведения работ относительно предотвращения чрезвычайных событий. Среди операций из чрезвычайной деятельности
выделяются операции из учета основных средств, товарно-материальных ценностей,
расчетов (по оплате труда, с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами).
Первичный учет этих операций бухгалтерия осуществляет применяя Приказ министерства
статистики Украины от 29.12.1995р. № 352 „Про утверждение типичных форм учета”.
К сопроводительным документам при
документировании чрезвычайных операций с основными средствами можно отнести:
при текущем и капитальном ремонте объекта основных средств, необходимому в
результате чрезвычайного события, для поддержки его в рабочем состоянии –
наряд, накладную на внутреннее перемещение, расчетно-платежную ведомость,
ведомость аналитического учета расходов, акт выполненных работ, счет; при получении
во временное пользование для ликвидации последствий чрезвычайного события от
других предприятий, учреждений – соглашение, товарно транспортную накладную,
доверенность; при списании объектов основных средств при полной или частичной
ликвидации в результате чрезвычайного события: наряд, накладную на внутреннее
перемещение, расчетно-платежную ведомость, ведомость аналитического учета
расходов, акт выполненных работ, счет (при выполнении работ из демонтажа,
перевозки утиля, погрузочно-разгрузочных работ) при реализации запчастей,
утиля, кроме того, составляют документы: договор покупки-продажи, накладная,
налоговая накладная, доверенность, платежное поручение, расчетный чек, счет;
при переоценке объекта основных средств в результате чрезвычайного события
может оформляться накладная на внутреннее перемещение. Движение запасов во время
чрезвычайной деятельности предприятия происходит с целью предотвращения
чрезвычайного события, при ликвидации ее последствий а также во время действия
силы непреодолимых обстоятельств. При этом возможно поступление запасов
(приобретение, бесплатное получение) и их выбытие (бесплатная передача, порча,
уничтожение) .Документування операций, связанных с запасами, осуществляется с
использованием соответствующих форм первичных документов, установленных приказом
Министерства статистики Украины от 21.06.1996р. №193 “Об утверждении типичных
форм первичных учетных документов из учета сырья и материалов” Документирование кассовых
операций, которые возникают при чрезвычайной деятельности (выдача под отчет на
хозяйственные потребности, связанные с чрезвычайной деятельностью, выдача
заработной платы работникам, которые заняты на работах по ликвидации
последствий чрезвычайного события, предотвращению чрезвычайных событий, выдача
материальной помощи работникам, которые заняты на работах по ликвидации последствий
чрезвычайного события, предотвращению чрезвычайных событий) происходит с
помощью расходного кассового ордеру, расчетно-платежной ведомости. Чрезвычайная деятельность может
нуждаться в осуществлении любых операций, которые будут отображаться в
журналах, сведениях и других регистрах бухгалтерского учета. Да, чрезвычайные
операции с основными средствами, другими необратимыми материальными активами,
невещественными активами отображают в Журнале № 4 и соответствующих сведениях.
Синтетический учет чрезвычайных операций из поступления или получения денежных
средств ведется в Журнале № 1 и сведениях 1.1, 1.2, 1.3. Синтетический учет
чрезвычайных операций из расчетов и обязательств ведется в Журнале № 3 и
соответствующих сведениях. Аналитический учет чрезвычайных доходов и расходов
может осуществляться в комбинированном регистре. Синтетический учет ведется в
Журнале 5 или 5А (расходы), в Журнале 6 (доходы). Все расходы относительно
чрезвычайных операций из журналов 1, 3, 4 переносят в Журнал 5. Синтетический учет чрезвычайной деятельности предприятия нуждается в совершенствовании. Во время исследования синтетического учета чрезвычайных доходов и расходов замечено, что в журналах 5 и 5-А отводится одна строка для отображения чрезвычайных расходов, а в журнале 6 место для доходов от чрезвычайных событий не предусмотрено. В связи с этим существует потребность в дополнительной информации относительно состава чрезвычайных доходов и расходов. Считается необходимым открытия вспомогательных сведений к названным регистрам. Работы, которые возникают в
процессе чрезвычайной деятельности могут касаться ликвидации последствий
чрезвычайного события (ликвидации завалов, возобновления поврежденного здания)
и предупреждения чрезвычайных событий. |
|