Быстрый переход к готовым работам
|
Значение анализа финансового состояния в рыночных условиях
Оценка
финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в
зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д. Содержание и основная целевая установка финансового
анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности
функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой
политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его
финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности),
использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед
государством и другими хозяйствующими субъектами.[1] В
традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и
прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской
отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и
внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми
менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними
лицами для предприятия (например, аудиторами). Анализ
финансового состояния предприятия преследует несколько целей: а)
определение финансового положения; б)
выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе; в)
выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии; г)
прогноз основных тенденций финансового состояния. Достижение
этих целей достигается с помощью различных методов и приемов. Существуют
различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового
анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых
отчетов. Среди можно выделить основные: Горизонтальный анализ (временной) -
сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых
финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на
результат в целом. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции
отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. Основной
тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный
прогнозный анализ. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или
позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение
взаимосвязи показателей. Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ
сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов,
так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями
конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными данными. В
условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов
становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом
информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или
иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования.
Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и
кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово-
хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой
отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты,
показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия,
настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Основное
требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы
она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать
для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация
должна отвечать соответствующим критериям [2]: а)
уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на
решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если
она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа; б)
достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания
экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и
документальной обоснованностью; в)
информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных
оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни; г)
нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на
удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой. д)
понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без
специальной профессиональной подготовки. е)
сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были
сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм. В
ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные
ограничения на информацию, включаемую в отчетность: а)
оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление
отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от
представления этих данных заинтересованным пользователям; б)
принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не
должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств; в)
конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных,
которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия. Пользователи
информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны.
Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена
различными способами , однако, как правило,
выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному
предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно
бухгалтеры. |
|