Она является
заключительным этапом стратегического налогового планирования на предприятии и
проводится по следующим основным параметрам:
согласованность налоговой стратегии предприятия с общей
стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень
согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;
согласованность налоговой стратегии предприятия с
предполагаемыми изменениями внешней среды. В процессе этой оценки
определяется, насколько разработанная налоговая стратегия соответствует
прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики
государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее
сегментов;
внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. При
проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой
отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности
по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют
с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового
планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во
времени мероприятия по обеспечению их реализации;
реализуемость налоговой стратегии. В процессе такой оценки, в
первую очередь, рассматриваются потенциальные возможности предприятия в
формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных
ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;
приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой
стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько
уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью
предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и
соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за
налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько
уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного
предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых
санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);
результативность разработанной налоговой стратегии. Оценка
результативности налоговой стратегии может быть проведена прежде всего на
основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из
динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости.
Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации
разработанной стратегии — рост деловой репутации (гудвилл) предприятия;
повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности
прилегающей внешней среды и др.
Перечень налогов,
сроки выплат, методы исчисления и применения льгот, мероприятия по налоговой
минимизации, основные участники, их роли и положение, аппарат и инструментарий,
необходимые для осуществления процедур оптимизации налогового портфеля,
финансовые, материальные, технические и человеческие ресурсы закрепляются в
сводном документе — налоговом плане, составление которого является третьим
этапом налогового планирования.
Налоговый план — это
заранее разработанная система мероприятий оперативного, тактического и
стратегического уровней, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное
взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения
намеченных налоговых нововведений.
Налоговый план, с
одной стороны, является неотъемлемой частью финансового плана (бюджета)
предприятия, он должен содержать, в конечном итоге, график оптимизированных
налоговых платежей, которые в финансовом плане признаются расходами
организации. Кроме того, налоговый план в определенной мере взаимодействует с
планом маркетинга (например, в части предпочтительности маркетинговой экспансии
в регионы с наиболее благоприятным режимом налогообложения), капиталовложений и
НИОКР. С другой стороны, налоговый план — это самостоятельный документ,
регулирующий управленческую деятельность по оптимизации налоговых изъятий в
государственный бюджет с предприятия.
Реализация
мероприятий, закрепленных в налоговом плане — четвертый этап процедуры
налогового планирования, — должна контролироваться по мере выполнения
предусмотренных шагов и действий, расхождения между планируемыми и достигнутыми
фактическими результатами подлежат обязательному анализу, на основании которого
выявляются причины возникших несоответствий, после чего в налоговом плане
производятся необходимые корректировки, призванные учесть негативные моменты в
будущем.