Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и содержание социальной ответственности бизнесаТема
социальной ответственности бизнеса не только в России, но и в других странах
неразрывно связана с особенностями его внешней среды, с проблемой сохранения и
усиления конкурентоспособности предприятия в совершенно новых условиях развития
мировой экономики. Сегодня лидеры делового мира вынуждены считаться с
объективной неизбежностью ужесточения конкуренции и бурного развития мирового
рынка. Глобализация
товарных и финансовых потоков; отказ от государственного регулирования торговли
и ее либерализация; быстрые изменения в технологиях и переход от производящей
экономики к экономике, основанной на знаниях и информации; обострение
экологических проблем, а также изменение общественных настроений, ожиданий и
системы ценностей - все эти факторы создают обстановку постоянной
нестабильности и возрастающей сложности практически во всех отраслях экономики
и во всех регионах мира. Многие исследователи связывают названные тенденции
мирового развития с постиндустриальной революцией, которая является еще более
значительной, чем сама промышленная революция. Для того,
чтобы представить роль бизнеса в современном мире, обосновать
социально-ответственные подходы в его деятельности, необходимо рассмотреть
основные факторы формирования новой среды делового предпринимательства,
объяснить сущность главных изменений в мире, понимать их масштабность и
значение. Среди названных выше масштабных и необратимых перемен в развитии
мировой экономики в настоящей дипломной работе мы выделяем и рассматриваем те
из них, которые оказывают наибольшее влияние на усиление роли и значимости
бизнеса, а также его социальную ответственность. 1. Глобализация
товарного рынка, торговли, сети поставок, финансовых потоков, вкусов и
предпочтений потребителей. В современном мире среди ученых и практиков ведутся
оживленные споры «за» и «против» экономической глобализации, а в ее оценке
используются разные подходы. Так
традиционно мыслящие и позитивно настроенные исследователи считают, что мировая
экономика и свободная торговля приведут к повсеместному процветанию, ускорению
темпов экономического роста, увеличению числа демократических институтов и, в
конечном итоге, к миру во всем мире. В то же время их оппоненты утверждают, что
всемирная экономическая интеграция является отрицательной силой, которая не
только ослабляет государство и разрушает экономическую безопасность, она также
противоречит ожиданиям миллионов работников. Сторонники этого подхода
придерживаются позиции, утверждающей, что глобализация является причиной
нарастания социальной несправедливости, неравенства доходов, безработицы,
нестабильности и неуверенности. Оба
названных подхода имеют право на существование. Однако следует признать, что
глобализация — это реальный факт, а не просто концепция или тенденция.
Сближение разных стран и континентов во многих областях
социально-экономического развития создает международную взаимозависимость,
которая требует нового мышления, отхода от регионального восприятия к
восприятию целого мира, к взаимосвязям и взаимоотношениям, сотрудничеству. В
этих условиях под давлением неправительственных и международных организаций,
призывающих следовать определенным принципам в мировом масштабе, деловая этика
приобретает все более глобальный характер, что существенным образом меняет
внешнюю среду бизнеса и делает весьма актуальной задачу его социальной
ответственности. 2. Ускорение
информационно-технологических изменений. Перемены, особенно в области
информационных технологий и коммуникаций сильно влияют на рыночные отношения,
позволяя производству полнее удовлетворять потребности конкретного потребителя
и, что особенно важно, способствуют повышению мобильности рабочей силы. Помимо
этого новая сеть информационных технологий и коммуникаций создает уникальную
возможность очень быстро узнать о движении капитала, товаров, о местонахождении
производств, что делает рынки отдельных стран все более взаимозависимыми и
более активно интегрирует их в мировую экономику. В этих
условиях предприятия, которые становятся более открытыми, а значит и более
подверженными влиянию внешней среды, должны оперативно реагировать на ее
запросы. Таким образом, революция, порожденная новыми информационными технологиями,
оказывает преобразующее влияние на существующие базовые модели бизнеса,
выдвигая перед бизнес-сообществом новые социально-ответственные требования,
которые предприятия должны обязательно учитывать в своей деятельности для
достижения успеха на рынке. 3.
Изменение форм собственности. Снижение роли государства в управлении
экономикой, произошедшее в 80-е годы практически во всех европейских странах,
привело к изменению форм собственности большинства предприятий и существенно
повлияло на ускорение темпов экономического роста в мире и повышение уровня
жизни во многих странах. В то же время продолжающиеся в переходных экономиках
приватизация предприятий и консолидация целых отраслей путем слияния и
поглощения компаний приводят к возникновению, как возможностей, так и
необходимости изменений на всех уровнях управления экономикой. В этих условиях
правительства и международные организации во всем мире принимают
непосредственное участие в перестройке государственных предприятий как до, так
и после приватизации. Одновременно
возрастает доля работников в составе владельцев предприятий через акционерные
опционы, пенсионные фонды и продажу акций компаниями собственным работникам.
Данные процессы, безусловно, влияют на необходимость социально-ответственных
подходов в деловом предпринимательстве. 4. Переход
от промышленной экономики к экономике, основанной на знаниях и информации. В
ходе эволюции аграрной экономики в промышленную заводы и основные средства
производства заменили землю в качестве главного актива компании. Сегодня таким
же образом человеческий капитал приходит на смену финансовому в качестве
ключевого стратегического ресурса. В этой связи существенно меняются
представления о работе, рабочем месте и мотивации работника. Так, в частности,
благодаря средствам телекоммуникации, работе по совместительству и неполной
занятости изменяется отношение к трудовой карьере в одной и той же компании, а
также более динамичной смене рабочих мест и профессий за всю трудовую жизнь
человека. Все это свидетельствует о динамичном характере внутренней среды
бизнеса главным ресурсом в которой являются работники предприятий. 5. Изменение
ожиданий и системы ценностей. В современных условиях бизнес сталкивается с
различными стилями жизни и растущими запросами со стороны работников,
потребителей и местного населения. Например, общество требует большего уважения
к международным стандартам труда на рабочих местах в таких областях, как
здоровье и безопасность, права человека и детский труд. В случае, когда
реальная деятельность предприятия идет в разрез с главными мотивирующими
ценностями людей, возникает серьезная проблема гражданской ответственности
бизнеса. Как
отмечает американский исследователь Ричард Баррет, «несовпадение личных и
корпоративных ценностей, вероятно, наиболее распространенная проблема, с
которой сталкиваются компании». Эта тенденция заставляет руководителей все чаще
задумываться не только об основной цели бизнеса, но и об ответственности перед
обществом, о природе потенциальных угроз собственной «лицензии на ведение
бизнеса». 6. Давление
инвесторов. В современном мире четко проявляется тенденция, когда инвесторы,
прежде чем предоставить инвестиции, хотят получить всю информацию о
предприятии, т.е. знать, насколько предприятие конкурентоспособно, насколько
оно заботится об окружающей среде, насколько социально ответственно. Потребность
в увеличении объемов прямых иностранных инвестиций заставляет компании снижать
инвестиционные риски, документально подтверждая свою конкурентоспособность и
социальную ответственность. 7. Угроза
нарушения экологического равновесия. Усиление загрязнения и уменьшения
природных ресурсов подвергают риску экологическое равновесие на нашей планете.
Единичные усилия, даже на уровне отдельных стран не могут привести к серьезному
изменению экологической ситуации. Именно поэтому политические и общественные организации,
в том числе и международные, становятся действенной силой, которая с одной
стороны ограничивает свободу руководителей предприятий в нерациональной
эксплуатации ограниченных сырьевых ресурсов, с другой, выдвигает требование
социально ответственной деятельности. 8. На
ситуацию в деловом мире, на роль бизнеса и его социальную ответственность
оказывают большое влияние еще две очень важные тенденции, связанные с
изменениями рынка и занятости населения в будущем. Первая
тенденция — это расслоение общества и усиление неравенства между богатыми и
бедными. В современном мире в условиях рыночных отношений возникает необходимость
решать исключительно важные проблемы, связанные с занятостью населения - это
безработица, качество трудовой жизни, достойная работа и «трудоголизм», за
которые бизнес должен взять на себя ответственность. Вторая
тенденция проявляется в том, что бизнес становится доминантным и более активным
институтом общества по сравнению с политическими партиями, религиозными и
другими традиционными институтами. 9. Роль
социальной ответственности бизнеса повышается также в связи с
крупномасштабностью экономики глобального мира. Именно процесс глобализации
привел к уникальным темпам появления новых и расширения активности уже
существующих компаний. Сегодня
в мире существует 45 тысяч транснациональных корпораций, которые имеют более
чем 280 тысяч филиалов в других странах. Доход многих из этих компаний
превосходит размер валового внутреннего продукта (ВВП) некоторых государств, а
численность работающих в них сотрудников больше, чем население иных стран. Так
ежегодный доход корпорации SONY равен ВВП Новой Зеландии, а доход GENERAL
MOTORS превышает ВВП Южной Африки или Польши[1]. Эти
компании представляют по сути новый важнейший мировой центр власти, от которого
ожидается сравнимая с его ресурсами ответственность за социальное благополучие. Кроме
подобных транснациональных корпораций существуют миллионы малых и средних
компаний, большинство из которых принадлежит семейному бизнесу. Эти компании,
действуя на местном уровне, нуждаются в общественной поддержке и также несут
свою долю социальной ответственности. Как
утверждает американский исследователь Д.Кортен, в настоящее время в число ста
крупнейших «экономик» мира входят 51 корпорация и только 49 стран. Так,
например, экономика фирмы «Мицубиси» больше, чем экономика Индонезии,
занимающей четвертое место в мире по численности населения. В современных
условиях все больше руководителей компаний считают, что в их собственных
просвещенных интересах содействовать решению социальных проблем общества. Подтверждением
этой реальности является позиция Уиллиса Хармана, который считает, что за
последние полвека бизнес превратился в самый мощный институт на планете.
Доминирующий институт в любом обществе берет на себя ответственность за все его
проблемы, точно так же, как церковь отвечала во времена Священной Римской
Империи. Но бизнес не имеет такой традиции. Для него это новая роль, и она еще
не до конца им воспринята. Исходя
из концепции капитализма и свободного предпринимательства, с самого начала
считалось, что действия многих подразделений отдельных предприятий, реагирующих
на рыночные условия и ведомых «невидимой рукой» Адама Смита, каким-нибудь
образом приведут к желаемым результатам. Однако в последнее десятилетие
двадцатого века стало ясно, что «невидимая рука» дает сбои. Она зависела от
консенсуса принципов и ценностей, которые перестали существовать. Поэтому
бизнес должен разделить ответственность за судьбу всего общества, принять
традицию, никогда ранее не существовавшую при капитализме. Каждое решение,
каждое предпринятое действие должно рассматриваться в свете этой новой
ответственности». Таким
образом, на формирование факторов и условий возникновения и развития социальной
ответственности бизнеса наибольшее влияние оказывают сложившиеся тенденции
повышения его роли в современном обществе. В обобщенном виде они сводятся к
следующему:
В
условиях радикальных изменений современного делового мира меняются и
требования, необходимые для успеха и конкурентоспособности компаний. Важно
подчеркнуть, что требования, предъявляемые к бизнесу, зависят от конкретной
отрасли экономики, рынка и страны местонахождения предприятия. Так, например,
они будут различными для сталелитейного завода и фирмы, специализирующейся на
программном обеспечении. Однако если выйти за рамки национального хозяйства и рассматривать
бизнес с позиций глобальной экономики, основанной на знаниях и информации, то
важнейшими требованиями и факторами успеха предпринимательской деятельности
окажутся следующие: ·
установление
более тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работниками,
поставщиками; ·
завоевание
репутации надежного и честного партнера, ответственного за состояние экологии и
решение социальных проблем; ·
ориентация
на потребителя, борьба за лидерство в качестве, сервисном обслуживании и
надежности; ·
новаторство,
стремление к непрерывному совершенствованию и превосходству; ·
формирование
и удержание квалифицированной и мотивированной на высокопроизводительный труд
рабочей силы. Учет
названных требований означает, что поскольку бизнес во всем мире функционирует
во все более взаимозависимой экосистеме, руководители предприятий должны
уравновешивать интересы различных социальных групп, так или иначе попадающих в
сферу влияния компаний. Перечисленные
выше требования применительно к социальной ответственности бизнеса одновременно
формируют ее основные принципы. Поэтому необходимо раскрыть их сущность и
значение. Первый
принцип — это установление тесных и долгосрочных отношений с потребителями,
работникам, поставщиками и другими деловыми партнерами. В условиях
усиливающейся конкуренции доверие и надежность приобретают еще большую важность
для успеха компаний. Такие отношения могут создать основу для новой
прогрессивной и ориентированной на человека корпоративной стратегии, которая
будет предусматривать наступление на причины, а не следствия проблем, стоящих
перед бизнесом. Кроме того, такая стратегия при выработке более выгодных и
беспроигрышных вариантов в качестве активных партнеров рассматривает всех, от
кого непосредственно зависит и на кого непосредственно влияет положение компании. Второй
принцип социальной ответственности бизнеса предусматривает завоевание репутации
надежной организации, ответственно относящейся к социальным и экологическим
проблемам. В современном мире эти человеческие ценности становятся все более
важными для децентрализованной и наделенной полномочиями организации, прежде
всего, из-за огромной дистанции, разделяющей работников и руководство, а также
иерархии управления. Честность и доверие представляются особенно важными для
сохранения прочных и долгосрочных отношений. Третий
принцип, которого должно придерживаться социально ответственное предприятие,
это ориентация на потребителя, лидерство в качестве, сервисном обслуживании и
надежности. В этой связи потребуются серьезные изменения в корпоративной культуре,
и в первую очередь в приватизируемых государственных предприятиях в странах с
переходной экономикой. Четвертый
принцип — ускорение разработки высококачественных товаров и услуг и сокращение
сроков их продвижения на мировой рынок. Важность
данного принципа обусловливается тем, что сегодня в основу конкуренции положен
временной фактор. Реформирование многих отраслей промышленности
концентрируется, главным образом, на том, чтобы сократить время, необходимое
для разработки и запуска в производство новых видов продукции. Пятый
принцип социально ответственного бизнеса предполагает новаторство, непрерывное
совершенствование и стремление к превосходству. Это обусловлено тем, что
создание новых ценностей в экономике, основанной на знаниях, в большей мере
зависит от новаторства и творчества, чем от тотального контроля и эффективного
распределения ресурсов, что было характерно для индустриального общества. Шестой
принцип, объединяющий и тесно взаимосвязанный с пятью предыдущими, это
формирование банка квалифицированной и мотивированной на высокую
производительность рабочей силы. Следует особо подчеркнуть, что почти все
вышеперечисленные факторы, способствующие успеху компании на рынке,
предполагают признание исключительной важности человеческого капитала. Эффективное
управление человеческими ресурсами, которое традиционно считалось чисто
административной задачей, становится стратегической функцией бизнеса.
Способность не только принимать, но и ценить разнородность рабочей силы, ее
количественные, качественные и социальные характеристики может стать крупным
достоянием компании, но и важнейшим фактором ее успеха. Вопрос о
сущности социальной ответственности, четком определении ее составляющих, а
также насколько она необходима для успеха предприятия вплоть до настоящего времени
остается спорным и недостаточно осознанным среди представителей мирового
бизнес-сообщества. Многие продолжают утверждать, что «бизнес это бизнес» и
опираются на известную теорию Милтона Фридмана, суть которой заключается в
следующем: Существует
единственная социальная ответственность бизнеса — использовать его возможности
и осуществлять деятельность, направленную на увеличение прибыли настолько,
насколько это позволяют правила ведения бизнеса. Согласно
этой теории ответственность менеджеров предприятия состоит в «руководстве
бизнесом в соответствии с желаниями акционеров, которые в целом сводятся к
получению максимально возможной прибыли при соблюдении сложившихся в обществе
правил поведения, воплощенных как в законе, так и в нормах морали». В этой связи
максимальное увеличение стоимости акций компании - это то, что является главной
целью управления и эффективного размещения ресурсов. Поэтому бизнес не должен
взваливать на себя все проблемы общества. Однако в
современных условиях повышение роли бизнеса в социально-экономическом развитии
во многих странах кардинально меняет представление о его социальной
ответственности. Так проблема социальной ответственности и подотчетности
предприятий наиболее широко рассматривается в Германии и Японии, где общественному
согласию и высокому доверию со стороны общества придается исключительно важное
значение. В этих странах работники компаний и ее клиенты приравниваются к таким
бизнес-партнерам, как инвесторы. В
Скандинавии все составляющие бизнес-среды также рассматриваются многими
компаниями в качестве важных партнеров или стейкхолдеров. Обоснованность и
правомерность такого подхода подтверждают материалы социологических опросов
общественного мнения. В Результаты
показали, что 50 процентов опрошенных ответили, что компании несут огромную
ответственность перед своими клиентами, 24 процента основополагающую роль в
деятельности компании отвели работникам, и только 13 процентов акционерам. Согласно
опросу руководящих работников фирм пяти стран мира, проводившемуся
Министерством финансов Японии в В
современных условиях развития мировой экономики экономическая модель,
основанная на полном размежевании роли бизнеса и правительства,
неработоспособна. Правительство определяет экономическую политику страны, а
бизнес, в свою очередь, должен быть вовлечен в реализацию этой политики,
вступая в различные отношения, осуществляя финансирование различных социально
значимых проектов. В
настоящее время в дополнение к теории Фридмана, утверждающей, что бизнес имеет
только единственную социальную ответственность - приумножать доходы его
владельцев, существует ряд других концепций, положенных в основу различных
моделей корпоративной социальной ответственности, сущность которых будет
рассмотрена в следующем разделе работы. Любые
концепции социальной ответственности бизнеса тесно взаимосвязаны с теорией и
практикой социального диалога в обществе, социального договора или контракта,
которые вписываются в систему социального партнерства, основанную на
добровольных, равноправных и взаимовыгодных отношениях. Данный
теоретико-методический подход в исследовании темы социальной ответственности
бизнеса можно обосновать следующими аргументами. Бизнес,
как основной вид производственной деятельности предприятия частного сектора
всегда функционирует в определенной общественной среде, которая образуется
различными институтами, соглашениями, договоренностями, общими моральными
ценностями и другими социальными факторами. При этом одним из важнейших условий
стабильности и согласия в обществе является соблюдение принципа
взаимовыгодности отношения. Те, кто
занимаются бизнесом, всегда рассчитывают на получение конкретной выгоды.
Общество в свою очередь может одобрять и поддерживать бизнес также лишь в том
случае, если само оно получает от него выгоду, которая в конечном итоге
заключается в повышении уровня жизни всех членов общества, несмотря на то, что
для одних выгода может оказаться больше, а для других меньше. В противном
случае в обществе может возникнуть проблема целесообразности перестройки
существующей системы экономических отношений. При
таком подходе смысл включения государства в рамки экономической системы
сводится к тому, чтобы неконкурентоспособным категориям людей в обществе
обеспечить гарантированную защиту их основных гражданских прав, включая право
на существование и удовлетворение жизненно важных потребностей. Предприятия,
действующие в общей социально-экономической системе, во многом зависят от
своего окружения. Это, прежде всего, нормы и правила, в соответствии с которыми
они осуществляют свою деятельность, персонал и фонды, на основе которых они
функционируют и развиваются, это также степень свободы, которой они пользуются
для достижения своих целей. Отсюда следует, что предприятия в целях успешной и
долговременной деятельности должны:
Таким
образом, требования, вытекающие из объективной взаимозависимости предприятия и
общества, инициируют социально-ответственное поведение бизнеса, а в
экономической системе управления возникла и развивается концепция социально
ответственного бизнеса. Необходимо
особо подчеркнуть, что в исследовательской практике при обсуждении вопросов
социальной ответственности бизнеса упор делается на ответственности корпораций
и, как правило, применяется термин «корпоративная социальная ответственность»
(КСО). Раскрывая
методические подходы к определению сущности социальной ответственности бизнеса,
важно выделить основные характеристики и компоненты этого понятия. Прежде
всего, необходимо подчеркнуть, что социальная ответственность, в отличие от
юридической, в идеале всегда предполагает своего рода добровольный отклик на
конкретные проблемы, возникающие в системе взаимоотношения бизнеса и всех групп
его соучастников. В этой связи можно полностью согласиться со следующей
обобщенной характеристикой социальной ответственности бизнеса: «это
добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие
решения, и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с
точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный
общественный договор между предпринимателями, населением и государством, цель
которого - способствовать благу всего общества». Наиболее
полным и комплексным является методический подход к определению сущности и
содержания социальной ответственности бизнеса, основанный на концепции
«стейкхолдерства». Эта концепция, в отличие от нормативного подхода, заключающегося
в соблюдении предприятием правовых и этических норм, предполагает управление
интересами так называемых вкладчиков (stakeholders). Термин
«stakehoIders», означающий «заинтересованные лица, или «соучастники», а также
группы, без поддержки которых предприятие не может существовать, впервые
появился во внутреннем меморандуме Стэндфордского исследовательского института
в
Другие
группы стейкхолдеров, косвенно влияющие на бизнес, тесно связаны с основными и
включают:
Таким
образом, общая характеристика социальной ответственности бизнеса, основанная на
стейкхолдерской концепции, предполагает комплексный подход к регулированию
взаимоотношений и учету интересов групп или отдельных личностей, в значительной
степени влияющих на функционирование предприятия или оказывающихся в зоне его
непосредственного или косвенного влияния. Одним из
наиболее важных критериев успеха является качество этих взаимоотношений,
особенно в плане гибкой и своевременной реакции менеджмента предприятия на
постоянное изменение и нестабильность рынка, при учете которых для компании
становится выгодным принять на себя ответственность за социальную и
экологическую обстановку. Взаимоотношения
предприятия с его основными стейкхолдерами можно представить на схеме в виде
корпоративной экосистемы (рис. 1). Термин «экосистема», заимствованный из
биологии, применительно к социальной ответственности бизнеса наиболее точно
отражает взаимозависимость и взаимное влияние всех составляющих системы.
Показанные на схеме группы стейкхолдеров способствуют успеху предприятия и
оказывают на него влияние, а оно в свою очередь, влияет на их права и интересы.
Внутри экосистемы изображены основные стейкхолдеры, за пределами схемы
второстепенные (косвенные). Основной
идеей экосистемы является существование важных и динамичных двусторонних
отношений между предприятием и каждым из стейкхолдеров. Важно подчеркнуть, что
капитализм стейкхолдеров отличается своей способностью справляться с
напряжением, создаваемым одновременно конкуренцией и сотрудничеством. Каждая
группа стейкхолдеров вносит свой специфический вклад в обеспечение
функционирования и развития предприятия. Взамен предприятие вознаграждает их,
обеспечивая дивидендами, продукцией и услугами, зарплатой и льготами, налогами
и т.д. Таким образом, формируется и поддерживается баланс интересов различных
социальных групп, представляющий собой в реальной жизни достаточно хрупкое равновесие,
нарушение которого может вызвать напряжение в обществе и серьезные социальные
конфликты. [1] Е.Р.Ляховецкая. Социальная ответственность бизнеса - функция корпоративного управления. Диссерт. к.э.н. М., 2006. |
|