У нас уже 17884 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Развитие концепций и моделей социальной ответственности бизнес

Проблеме социально-ответственного предпринимательства, изучению его этических аспектов уделяется все большее внимание в исследовательской практике специалистов в области стратегического и корпоративного управления.

Для России постсоветского периода, где развитие и утверждение бизнеса в социально-экономической среде связано с переходом к рыночным отношениям, исключительно важным является западный опыт развития концепции социальной ответственности бизнеса.

Первым фундаментальным трудом, посвященным специально проблеме социальной ответственности, является работа Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнеса», в которой доказывается, что концепция социальной ответственности бизнеса может и должна быть распространена на бизнес, так как осознание более широких социальных целей при принятии управленческих решений принесет социальные и экономические выгоды обществу.

Анализ исследований западных ученых показывает, что среди них не сформировалось единого мнения относительно фундаментальных основ социальной ответственности. Так одним из противников корпоративной ответственности перед обществом является Т. Левитт. Свою позицию он аргументирует тем, что подобная ответственность уводит бизнес в сторону от его основной цели - извлечения прибыли и в принципе является опасной для социума. Четко формулирует подобную позицию известный экономист М. Фридмен. Согласно его теории мотивы решения бизнесом социальных проблем ограничиваются максимизацией прибыли.

Однако в конце XX века в условиях усиливающихся во всем мире процессов глобализации экономики, проблем экологии, прав человека, утверждения гражданского общества, концепции социальной ответственности были существенно переосмыслены. В частности, получила теоретическое обоснование концепция интересов стейкхолдеров, в которой доказывается необходимость учета интересов всех, кого в той или иной степени затрагивает деятельность предприятия.

В настоящее время существует две точки зрения на поведение организаций в отношениях их с общественной средой, что дает право считаться социально ответственными. Согласно первой теории социальная ответственность бизнеса исходит из необходимости максимизации прибыли и определяется только как производство товаров и услуг по самой низкой цене для общества. Другая теоретическая позиция заключается в том, что в условиях бизнеса менеджмент как социальный институт должен учитывать влияние своей деятельности на общество в целом и вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем.

Социальная ответственность бизнеса в реальной жизни подвержена влиянию как положительных, так и отрицательных факторов его развития. Так аргументами в поддержку социальной ответственности компаний являются:

  • благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы развития;
  • изменение потребностей и ожиданий населения;
  • наличие у предприятия ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем;
  • этический фактор и моральное обязательство социальной ответственности.

Отрицательное воздействие на социальную ответственность бизнеса оказывают:

  • нарушение принципа максимизации прибыли;
  • отсутствие однозначных оценок эффективности социальных программ;
  • отнесение ответственности за решение социальных программ к прерогативе правительства.

Наиболее видимыми и ощутимыми в человеческом сознании формами участия корпораций в жизни общества являются различные виды благотворительной деятельности: это, например, благотворительные взносы на цели социально-экономического развития территорий, предотвращение загрязнения окружающей среды, участие в строительстве больниц и школ; оказание помощи инвалидам, малоимущим, а также обеспечение безопасности производства и высокого качества выпускаемой продукции. Однако более важным элементом развития корпоративной ответственности бизнеса является осознание того, что конструктивная социальная политика предприятий — не благотворительность, а ощутимые инвестиции в персонал, являющийся важнейшим социальным потенциалом производства.

Исследования показывают, что компании приобретают статус «корпоративного гражданства» по разным причинам в зависимости от традиций страны происхождения. Опыт США свидетельствует о том, что компании здесь движимы возможностью привлечь общественное внимание к корпорации, показать высокую степень ее социальной ответственности. Большое значение имеют также маркетинговые цели в местном сообществе и стремление улучшить управленческие навыки менеджмента.

Для стран Западной Европы характерными являются постоянное повышение профессионального уровня сотрудников для адаптации к условиям ужесточения глобальной конкуренции; более активное сотрудничество с правительственными организациями в решении социальных проблем в целях сохранения низкого уровня налогообложения; требования граждан, относящиеся к улучшению качества жизни и укрепления гражданского общества.

Сущность социальной ответственности бизнеса с точки зрения американских исследователей заключается в том, что стратегическая деятельность компаний должна ориентироваться на четырех важнейших направлениях:

Поддержка любых инициатив по формированию устойчивых доброжелательных, позитивных отношений с местными сообществами и содействие их развитию.

Участие в развитии и совершенствовании профессионального образования путем предоставления местной молодежи и работникам своей компании широких возможностей для учебы и повышения квалификации в соответствии с требованиями мирового рынка и национальной экономики.

Участие бизнеса в развитии творческой деятельности в области культуры и искусства.

Добровольное участие предприятий в экологической деятельности путем поддержки и поощрения усилий, связанных с охраной окружающей среды.

Таким образом, социальная ответственность бизнеса и «корпоративное гражданство» организаций предусматривают тесное взаимодействие и удовлетворение интересов трех основных общественных секторов - государственного, предпринимательского и гражданского. Это сочетание интересов в реальной действительности находит отражение в более широкой модели социального партнерства, которое является системой институтов, форм, методов и процедур согласования различных социально-групповых интересов и урегулирования конфликтов между ними, а также средством достижения социального согласия.

Носителями интересов могут выступать как отдельные люди или группы лиц, так и институты, оказывающие влияние на достижение целей, от которых зависит развитие компании. Это, в частности, проявляется в том, что в процессе реализации стратегии предприятие в определенной степени зависит от участия и ресурсов указанных субъектов, которые в свою очередь нуждаются в аналогичных услугах для решения собственных целей и задач.

Данное обстоятельство в значительной степени влияет на формирование корпоративной политики компании. Чтобы сохранить стабильной динамику роста, предприятие должно быть не просто социально ориентированным. Оно должно ответственно подходить к выбору социальных и деловых партнеров и выстраивать отношения с ними таким образом, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества.

В современных условиях в понятие корпоративной социальной ответственности включаются новые элементы демократизации корпоративного управления, такие как избрание совета директоров, а также более открытый доступ к внутри корпоративной информации, основанный на принципе так называемой «электронной этики» и т.д. О повышении социальной роли бизнеса свидетельствует и то, что к руководителям организаций все чаще обращаются органы исполнительной власти и местного самоуправления для решения социально-экономических проблем.

Рост социальной ответственности корпораций обусловливают тенденции, характерные для развития современной мировой экономики. К ним относятся:

  • снижение роли государства. Во многих странах, особенно в небольших и развивающихся, где государство не в состоянии нести бремя социальной ответственности, решение проблем экологии, развития человеческого капитала практически полностью ложится на крупные транснациональные корпорации;
  • повышение требовательности со стороны потребителей. Все большее количество корпоративных и индивидуальных потребителей устанавливают долгосрочные отношения с той компанией, которая отличается «социальной благонадежностью». В этой связи особое значение приобретает социальный имидж того или иного производителя товаров и услуг, который формируют СМИ, рекламные агентства и др.;
  • распределение ответственности между партнерами и влияние инвесторов. Многие социально ответственные компании отслеживают свою производственную цепочку с целью не допустить появления социально безответственных партнеров. Давление на них оказывают и социально ответственные инвесторы, использующие свои права акционеров для изменения политики компаний. Нередки случаи массовой скупки акций неблагонадежных компаний с целью получения доступа к ее управлению и перепрофилированию.

Исследования ученых свидетельствуют о том, что в настоящее время в большинстве законов США требования социальной ответственности бизнеса не конкретизированы. Это объясняется тем, что многие из законодательных актов принимались, когда социальная роль не могла быть возложена на бизнес, в том числе, в силу различного размера компаний. Поэтому на практике задача — максимизировать доходы собственников - по-прежнему остается главной, и многие законы и нормы, например экологические или трудовые, не выполняются. Между тем, по данным опроса, проведенного в 2006 г. журналом Business Week, 95 процентов ответивших считают, что в некоторых случаях корпорации должны поступаться собственными интересами ради интересов работников предприятий, ради сохранения и безопасности окружающей среды.

По мнению американского ученого А. Деминга, 94 процента всех проблем бизнеса связаны с системой и только 6 процентов - с людьми. При этом недостаточно высокие показатели развития компании чаще обусловлены организационными факторами, чем неэффективной работой людей.

Низкий уровень социальной активности корпорации может быть изменен только путем реорганизации компании и создания оптимальных условий для ее участия в социальных проектах государства. Именно в этих целях федеральные агентства США при осуществлении контроля за соблюдением экологических и трудовых нормативов помимо наказаний и штрафов, поощряют компании, зарекомендовавшие себя в этой области как социально ответственные. Для таких организаций, в частности, упрощаются некоторые разрешительные процедуры. Так, например, законодательство США позволяет снижать штрафы для корпораций, которые проявляют себя как прилежные «корпоративные граждане».

Этой позиции придерживаются и в странах Западной Европы. Так в исследованиях П.Уттинга отмечается, что основным фактором, побуждающим компании реагировать на проблемы окружающей среды и действовать социально ответственно, является государственная политика в этой области. Например, органы власти при осуществлении государственных образовательных проектов реализуют их не только в крупных, но и в малых и средних компаниях.

Так реализация программы «Leonardo Programmer предусматривает содействие региональному развитию с помощью вовлечения среднего и малого бизнеса в решение социальных вопросов. При этом все социально ответственные и активные предприятия получают своего рода дивиденды в виде солидной репутации и повышения имиджа компании.

В настоящее время важной мировой тенденцией развития бизнеса является рост требований со стороны потребителей. При этом общество ждет от предпринимателей не только качественных товаров и услуг, но и общей стабильности. Все больше значение приобретает социальный имидж предприятий. В этих условиях необходимость проводить социально ответственную политику определяется не только органами государственной власти, но и усиливающимся давлением со стороны потребительского рынка. В результате компании, использующие социальные проекты и программы как важный фактор повышения своей конкурентоспособности, имеют значительные преимущества. Поэтому, несмотря на то, что основной экономической целью корпораций в высоко развитых странах остается увеличение стоимости акционерного капитала и рост на этой основе капитализации компаний, социальной ответственности бизнеса придается все большее значение.

По данным исследований 469 американских компаний различных отраслей экономики была выявлена положительная корреляция между доходностью активов, объемами продаж и социальной активностью предприятий. При этом основные результаты работы 300 крупных корпораций, которые официально объявили о важности этических кодексов в своей деятельности более чем в два раза превзошли показатели других компаний. Исследования также подтвердили, что компании, учитывающие интересы всех общественных групп, растут в среднем в четыре раза интенсивнее тех, кто принимает во внимание интересы только акционеров.

Социально активные действия, в том числе направленные на защиту окружающей среды и улучшение условий труда, позволяют значительно снизить производственные издержки, увеличить производительность труда работников и расширить возможности привлечения инвестиций.

Социальная активность бизнеса способствует также улучшению имиджа брэнда и репутации компаний, которые важны не только для акционеров, но и для потребителей: 76 процентов американских потребителей, опрошенных в ходе исследования, проведенного в 2000г. Conference Board, отметили, что при прочих равных условиях они с большей вероятностью отдали бы предпочтение брэнду, который ассоциируется с социальной деятельностью компании.

Кроме того, обследование, проведенное Conaerence Brend в 100 германских компаниях, показало положительную корреляцию между инвестициями в развитие персонала и курсом акций компании. Особенно это важно для транснациональных корпораций, которые делают достаточно крупные вложения в развитие персонала предприятий в развивающихся странах - регионах своей деятельности, где государство не имеет финансовых возможностей решать социальные проблемы, связанные с развитием и повышением качества человеческих ресурсов.

Социальная активность бизнеса повышает привлекательность компании для потенциальных работников, что особенно важно в условиях нехватки специалистов. Так 33 процента экономически активных британцев считают, что если компания социально активна, то в ней лучше условия труда. По данным опроса 2100 обучающихся по программам МВА, проведенного Business For Social Rsponsibility, более половины респондентов согласились бы работать в социально ответственной компании за меньшую оплату труда. Важно также учитывать и то, что социальное инвестирование, которое делают компании в особо значимые для государства отрасли и сферы, может обеспечить получение различных преференций и налоговых льгот.

Анализ исследований западных ученых доказывает, что политика корпоративного гражданства и социальной ответственности бизнеса может стать эффективной, если она будет четко согласована со стратегией компании, в которой будут учтены основные социальные проблемы, нуждающиеся в приоритетном решении. Зарубежный опыт развития форм, методов и практики социальной ответственности бизнеса имеет большое значение для российского предпринимательства с точки зрения возможностей его использования с учетом особенностей и приоритетов социально-экономического развития страны.

В современном мире существует несколько западных и российской моделей корпоративной социальной ответственности (КСО), каждая из которых отражает то, каким образом государство и общество регламентируют и мотивируют бизнес для осуществления вклада в общественное развитие. При этом действующие модели КСО используются в рамках этого устройства общества, которое сложилось в условиях развитой демократии, понятной и открытой государственной машины, функционирующих гражданских институтов, системы разрешения споров и свободы слова и выбора.

Рассмотренный опыт зарубежных исследований свидетельствует о том, что в результате многовековых традиций в западном обществе к настоящему времени сформировалась сложная система регламентации взаимоотношений и ролей частного, государственного и общественного секторов. При условии достижения положительного баланса эта система взаимоотношений функционирует как саморегулируемый механизм, в котором за каждой из сторон закреплены свои собственные права и обязанности, предусматривающие, с одной стороны, их самостоятельность, а с другой, определенную взаимозависимость.

Важно подчеркнуть, что в таких условиях схема взаимоотношений бизнеса и общества становится прямо или косвенно регламентированной. На практике эта регламентация обеспечивается двумя способами. Первый способ предполагает жесткое регулирование участия бизнеса в жизни общества либо в рамках действующих коммерческого, налогового, трудового и экологического законодательств. Государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества.

Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для самостоятельного осуществления им вклада в общественное развитие.

Таким образом, достигается эффективность системы управления обществом, в которой четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

Поскольку формирование приемлемой для российских условий модели КСО находится на начальной стадии, необходимо изучить особенности и специфику КСО в других странах с более богатыми историческими традициями этой темы. Для этого проведем сравнительный анализ основных тенденций и применяемых практик социально ответственного предпринимательства, как они понимаются на Западе и в России. Наиболее распространенными и используемыми в мире в настоящее время являются формы моделей КСО в США, континентальной Европе и Великобритании.

В исследованиях Ассоциации Менеджеров, посвященных корпоративной социальной ответственности, делается вывод о том, что американская модель КСО наиболее богата своими традициями. Она не подвергалась значительным изменениям в течение ста лет. В отличие от нее системы социальной ответственности в Великобритании и континентальной Европе получили наибольшее развитие только в последние 20 - 25 лет. Следует отметить, что британское деловое сообщество более чувствительно к идеям социальной ответственности, чем континентальный бизнес.

Исследователи также отмечают, что, несмотря на богатое наследие Америки в теме КСО, британский и континентальный опыт последних 20 -25 лет более приемлем для современной России.

Действующие в настоящее время модели КСО в США и Европе определяются как «открытые» и «скрытые».

Открытая форма КСО обозначает линию поведения корпорации, предполагающего принятие на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Открытая форма КСО обычно затрагивает добровольные и самостоятельно определяемые программы и стратегии корпорации по решению проблем, которые воспринимаются самой корпорацией, а также ее стейкхолдерами, как исключительно важная часть их ответственности перед обществом.

Скрытая форма КСО обозначает официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпорации за общественные интересы согласована с корпорациями или предписана им. Скрытая форма КСО обычно включает в себя ценности, нормы и правила, определяющие обязательные требования к корпорациям, и рассматриваемые с позиций общественных политических и экономических интересов страны, как надлежащие и обоснованные обязанности юридических лиц.

Спектр международных моделей КСО, их различия и особенности, определяется в первую очередь условиями, в которых бизнес либо самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, трансформирующихся в обязательные требования к бизнесу.

Главная особенность американской модели КСО состоит в том, что последняя инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада. В то же время эта модель законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты при минимальном государственном регулировании.

Долгое время существовало мнение, что КСО это чисто американское явление, так как традиции благотворительности и добровольной помощи бизнеса другим слоям общества были широко распространены в США еще в 19 веке (публичные библиотеки Рокфеллера, социальные инициативы Карнеги и т.п.). Именно поэтому в силу исторически сложившейся природы американского предпринимательства, предполагающего максимальную свободу хозяйствующих субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми.

Так, трудовые отношения «работник - работодатель» являются предметом двустороннего договора между ними. Право американцев на здравоохранение в большинстве своем является именно правом свободного выбора гражданина пользоваться медицинскими учреждениями или нет, отсюда следует и добровольность медицинского страхования. Государственное регулирование в этих областях затрагивает лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Соответственно все инициативы в области КСО в США являются для корпорации добровольными по своей природе.

Практика частного предпринимательства в этой стране выработала эффективные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, основу которых составляет большое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса. Известно, что американское профессиональное образование спонсируется частным сектором как ни в одной другой стране мира. Например, исторически сложившаяся практика финансовой поддержки технических колледжей и университетов страны автомобильным концерном Г.Форда. Участие американского бизнеса в социальной поддержке общества в значительной степени объясняется тем, что компании заинтересованы в добровольном вкладе в образование, пенсионные и страховые схемы для развития и повышения качества своего персонала, а также иные социально значимые программы. Ответственное перед обществом поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

Важной особенностью американской модели КСО является то, что для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это Америка известна традициями систематического участия бизнеса или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 миллиардов долларов, полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира.

Модель социальной ответственности бизнеса в континентальной Европе в отличие от США, где КСО инициируется самими компаниями и выходит далеко за рамки требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами, в большей степени представляет собой систему государственного регулирования. При этом следует подчеркнуть, что европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом.

Европейская модель КСО не предусматривает открытую линию поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как КСО, т.е. проводится исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества, в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств.

Рассматривая модель КСО как экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, можно выделить следующие отличия континентальной модели КСО от американской:

1. Экономическая ответственность в основном заключается в обеспечении прибыльности бизнеса и в ответственности компании перед ее акционерами (типично американский подход). Однако, в данную группу отношений европейская модель включает также ответ­ственность перед работниками предприятия и местными сообщест­вами;

2. Юридическая ответственность является базой для любой формы со­циальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматри­вает государство как институт, контролирующий и приводящий в исполнение принятые в стране правила поведения, законодательные и нормативные акты. Между тем, в США подобное государственное регулирование воспринимается, скорее, как вмешательство в сферу личной свободы;

3. Большинство социальных проблем в силу недостаточного доверия частному сектору относятся европейскими компаниями к сфере этической ответственности. Именно этим объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны общественности в Европе, чем в каких-либо других странах. Например, вопросы атомной энергетики, испытания медицинских препаратов на животных, генная инженерия не сходят с повестки дня европейцев;

4. Благотворительность не так популярна в Европе, как в США. Эта особенность европейской модели КСО объясняется уровнем нало­гового бремени, значительно превышающим американские аналоги. Именно поэтому европейские компании принимают участие в филан­тропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы.

В последнее время даже появился новый термин для обозначения евро­пейского варианта КСО — корпоративная способность к социальному реаги­рованию.

Таким образом, главной особенностью континентальной модели КСО является ее государственное регулирование. Именно поэтому данную модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так, во многих странах континента законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Кроме того, правоотношения «работник-работодатель» в Европе отрегулированы более детально, чем в США. В целом государственное регулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему.

Несмотря на существенные различия стран континентальной Европы в применении концепции КСО, сходства между ними больше. Это проявляется, прежде всего, в том, что европейские политики придают большое значение поддержке разнообразных инициатив в КСО. Так, три года назад Европейская Комиссия определила КСО как «концепцию, в рамках которой компании на добровольных началах объединяют свои усилия со стейкхолдерами для решения социальных вопросов и реализации природоох­ранных мероприятий».

Британская модель КСО сочетает в себе элементы американской и континентальной моделей. Обшей чертой с континентальной моделью является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со стороны государства, которая особенно характерна для хорошо разработанной государственной системой социального обеспечения и здравоохранения. Одновременно при­сутствуют и американские элементы КСО, наиболее четко проявившиеся после реформ Маргарет Тэтчер.

В целом для британской модели характерны следующие признаки:

  • широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО;
  • пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО (тенденция роста количества социально ответственных инвести­ционных фондов);
  • повышенный интерес СМИ. Например, «Тайме» публикует индексы социальной ответственности в своем еженедельном разделе «Профиль Компании»;
  • система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области КСО;
  • участие правительства в развитии КСО. Это проявляется в создании партнерств с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через софинансирование проектов, налоговые льготы, продвижение инициатив по соответствию национальных стандартов принятым международным. О важности КСО для государства говорит и тот факт, что при нынешнем премьере создана должность Министра по КСО.

Следует особо подчеркнуть, что важной особенностью процесса постепенного развития британской модели КСО является ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании социально значимых проектов, что, по сути, полностью согласуется с принципом добровольности. Одновременно можно выделить несколько внешних факторов, повлиявших в последние 20-25 лет на качественные изменения эволюции КСО. Так, если в XIX в. и в период примерно до 80-х годов XX века развитие КСО, преи­мущественно в форме филантропии, носило локальный скрытый характер (инициативы отдельных бизнесов по поддержанию местных сообществ, сво­их сотрудников и их семей и т.п.), то начиная с 80-х годов прошлого века, характер КСО меняется на более открытый и согласованный на национальном уровне.

Последняя четверть прошлого столетия ознаменовалась серьезными экономическими проблемами страны, существенной безработицей и даже общественными беспорядками. Крупный бизнес осознал, что правительство ни физически, ни финансово не в состоянии справиться с ситуацией. Вместо того чтобы ждать правительственных решений с возможным ужесточением налогового бремени и усиления регулирования в области трудовых отношений, крупный бизнес по собственной инициативе пошел на активные меры по внедрению КСО, что ознаменовало так называемую первую волну открытой формы КСО.

Вначале это выражалось в создании на национальном уровне Группы Специальных Программ (ГСП), при активном участии которой корпорации создавали возможности для профессионального обучения молодежи силами этих корпораций (т.н. Youth Training Scheme). ГСП проводила тематические конференции, взаимодействовала с отдельными компаниями и выступала посредником в разрешении конфликтных ситуаций. Наиболее важным событием 80-х стал созыв крупнейшей зонтичной ассоциации для инициатив в области КСО - «Бизнес в Сообществе». Эта организация стимулировала создание государственно-частных партнерств, через которые правительство совместно с частными предприятиями занималось решением наиболее острых социальных проблем.

Девяностые годы ознаменовались двумя последующими волнами КСО — за социально ответственное производство товаров (вторая волна) и ответственное отношение к персоналу (третья волна).

На сегодняшний день большинство крупных британских компаний имеют в своих структурах специальные подразделения по КСО со своими бюджетами и представительством на уровне Совета Директоров. Около 80% крупнейших национальных компаний включают социальную отчетность в ежегодные финансовые отчеты.

Активная роль британского правительства выражается в политике под­держки компаний, освещающих свою деятельность в социальной и природо­охранной сфере и взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законода­тельных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компа­ний, ведущих свой бизнес социально ответственно и с позиций деловой этики, особенно в вопросах эффективного использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п.

Общей тенденцией, как для британской, так и континентальной модели КСО является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. В таблице 1 представлены основные различия КСО в Америке и Европе.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.