У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Методика количественной и качественной оценки социальной ответственности бизнеса

Для того, чтобы объективно оценить масштабы, динамику и тенденции такого явления как социальные инвестиции, необходима количественная оценка соответствующих экономических индикаторов. Методологически данная проблема решается на основе построения так называемого индекса социальных инвестиций.

Для формирования системной картины в сфере социальных инвести­ций, осуществляемых российскими компаниями, целесообразно рассматри­вать социальное инвестирование в двух взаимосвязанных аспектах: количе­ственном и качественном.

Количественный аспект предполагает осуществление непосредствен­ной оценки финансовых затрат российских компаний на социальные про­граммы и инициативы. Характеристикой данного аспекта может служить ко­личественный индекс социальных инвестиций, включая его подиндексы. Данные индикаторы предполагают диагностику как абсолютной, так и отно­сительной величины денежных сумм, выделяемых компаниями на социаль­ные программы.

Качественный аспект связан с оценкой степени полноты и комплекс­ности процесса социальных инвестиций. Характеристика данного аспекта осуществляется при помощи качественного индекса социальных инвестиций. Фактически данный индекс позволяет определить степень диверсификации социальных инвестиций, уровень организационной поддержки и информаци­онного обеспечения социальной деятельности компаний.

Количественная и качественная оценки социальной активности компа­ний позволяют не только обрисовать общие контуры сферы социальных ин­вестиций, но и получить содержательные выводы о характере взаимодейст­вия российского бизнеса, государства и общества. При этом следует особо отметить, что разработанная методика оценки социальных инвестиций на­правлена на формирование объективных представлений о социальном «фо­не» российского бизнеса.

С учетом специфики состояния информационной открытости россий­ских предприятий, а также реальных возможностей информационного обес­печения для проведения мониторинга корпоративной социальной ответст­венности в России в настоящей дипломной работе использована методика измере­ния индекса социальных инвестиций российского бизнеса, которая предпола­гает частичную корректировку существующей стандартной методики, полу­чившей международное распространение.

Для количественной характеристики социальной активности бизнеса можно использовать три разновидности индекса социальных инвестиций:

1. Индекс удельных социальных инвестиций IL. Этот показатель пред­ставляет собой величину социальных инвестиций обследованных российских компаний, приходящуюся на одного работника (единица измерения - рубли). Формула данного индекса имеет следующий вид:

,

где Ci - объем социальных инвестиций i-ой компании, включая добровольные и обязательные затраты на социальные программы;

Li — среднесписочная численность работников i-ой компании;

n — число компаний, участвующих в обследовании

На практике в целях проведения сравнений за определенный период времени индекс IL может корректироваться с помощью применения соот­ветствующих коэффициентов роста цен. Для проведения сравнений между различными странами указанные индексы следует переоценивать в других видах валют с учетом валютного курса, либо паритета покупательной спо­собности.

2. Отношение (доля) общего объема социальных инвестиций исследо­ванных российских предприятий к суммарному объему их продаж IS (единица измерения - проценты). Расчет данного индекса следует проводить по формуле:

,

где Ci - объем социальных инвестиций i-ой компании;

Si - валовой объем продаж i-ой компании.

3. Отношение (доля) общего объема социальных инвестиций обследо­ванных российских компаний к суммарному объему их прибылей (до нало­гообложения) IP (единица измерения - проценты). Данный индекс оп­ределяется по формуле, аналогичной расчету индекса IL.

Все три разновидности количественного индекса социальных инвести­ций не являются нормируемыми и могут принимать любые положительные значения. Чем больше величина индекса, тем выше социальная активность компании.

Необходимо отметить, что используемая методика оценки предложенных разновидностей индекса социальных инвестиций разработана с учетом современных условий пред­принимательской деятельности в России, для которой характерны новые формирующиеся отношения бизнеса, власти и общества, соответствующие им недостаточные информационная открытость, а также правовая, инсти­туциональная и статистическая неоформленность.

Особенность этой методики заключается в том, что финансовые пока­затели деятельности российских компаний, и в частности, объемы социаль­ных инвестиций, прибыли и продаж в большинстве случаев не могут полу­чить в процессе социологического обследования точной количественной оценки. Именно поэтому российская методика индекса социальных инвести­ций опирается на интервальные значения финансовых показателей, когда компании и предприятия, входящие в круг обследованных, указывают лишь нижний и верхний интервалы количественных значений соответствующих показателей.

Для перехода от интервальных значений финансовых индикаторов к точечным в методике используется дополнительная процедура усреднения, в соответствии с которой искомое значение конкретного показателя находится в середине идентифицированного интервала.

Для расчета показателя объема продаж применяется следующая фор­мула:

,

где  и  - верхний и нижний интервалы объема продаж i-ой компании. В идеале фактические показатели компаний не должны выхо­дить за пределы  и .

Следует учитывать, что применение данной формулы может привести к определенным погрешностям при расчете индекса социальных инвести­ций, однако на современном этапе более точные измерения данного явления в Росси невозможны. В дальнейшем с ростом информационной открытости российских компаний появится возможность отказаться от процедуры усред­нения показателей в целях большего соответствия российской методики оценки индекса социальных инвестиций международным информационно-методическим стандартам.

Для качественной характеристики социальной активности предприятий следует использовать качественный индекс социальных инвестиций, который в отличие от количественного индекса социальных инвестиций, отвечающего на вопрос, «сколько инвестируется денег», показывает, «как осуществляются социальные инвестиции», более точно отражает картину масштаба, степень комплексности и полноты такого явления как корпоративная социальная от­ветственность. Смысл данного индекса состоит в том, что именно этот пока­затель учитывает факт наличия или отсутствия позитивных параметров об­следованной компании. В связи с этим различают частные и общие качест­венные индексы социальных инвестиций:

1. Качественный индекс социальных инвестиций для i-ой компании IK (i) показывает уровень комплексности социальной деятельности компа­нии (единица измерения — проценты) и рассчитывается по формуле:

,

где, Xij - булева переменная, принимаемая значение 1, если j-ый при­знак присутствует у i-ой компании, и равна 0, если этот признак отсутствует;

mчисло признаков, по которым оценивается социальная деятельность компаний.

В идеале набор признаков должен быть составлен таким образом, что­бы каждый из них был «сквозным», то есть важным для каждой компании.

2. Качественный индекс социальных инвестиций для j-го признака IK(j) показывает степень присутствия данного качественного признака в ста­тистической выборке компаний - респондентов (единица измерения - про­центы) и рассчитывается по следующей формуле:

,

где n - число компаний, участвующих в исследовании.

3. Общий качественный индекс социальных инвестиций IK показыва­ет уровень комплексности социальной деятельности исследуемой совокуп­ности компаний (единица измерения - проценты) и рассчитывается следую­щим образом;

Необходимость учета качественной составляющей процесса социаль­ного инвестирования обусловливается тем, что масса выделяемых на соци­альные программы средств является лишь одной из характеристик социально ответственной деятельности компании. На практике осуществление компа­нией больших объемов социальных инвестиций может сопровождаться пло­хим статистическим учетом выделяемых средств, отсутствием централизо­ванного контроля и управления процессом, нерациональной концентрацией денег на одном - двух направлениях деятельности, стихийностью и нерав­номерностью финансирования социальных мероприятий и т.д.

Подобное несогласование количественной и качественной сторон про­цесса должно быть своевременно выявлено и устранено, для чего необходи­мо использовать дополнительные аналитико-статистические конструкции. В нашем случае измерителем степени гармоничности процесса социального инвестирования служит качественный индекс социальных инвестиций.

В настоящее время не существует единых стандартов для оценки сте­пени полноты и комплексности инвестиционного процесса социальных про­грамм. В проведенном исследовании использовались три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций, базирующиеся на 12 показа­телях, наиболее адекватно характеризующих нынешний этап развития рос­сийских компаний.

1-я группа — институциональное оформление социальной полити­ки. Данная группа предполагает учет по трем позициям:

·         Наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика компании (нормативная централизация социальной полити­ки);

·         Наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию со­циальных программ компании (организационная централизация соци­альной политики);

·         Наличие коллективного договора (нормативная основа социальной политики).

2-я группа — система учета социальных мероприятий. Данная группа предполагает учет по четырем позициям:

·         Наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с междуна­родными стандартами (унификация и стандартизация финансовой ин формации);

·         Внедрение международных стандартов социальной отчетности;

·         Оценка эффективности осуществляемых социальных инвестиций (обеспечение обратной связи между инвестором и социальными инве­стициями);

·         Примеры социальных программ (информирование общественности в целях передачи позитивного опыта, саморекламы и продвижения ре­путации и имиджа компании).

3-я группа — комплексность осуществляемых социальных инве­стиций. Данная группа предполагает учет по пяти направлениям затрат:

·         Развитие персонала компании;

·         Охрана здоровья и труда персонала;

·         Природоохранная деятельность и ресурсосбережение;

·         Поддержание добросовестной деловой практики;

·         Развитие местного сообщества.

На основе сформулированных направлений 3-й группы формируется критерий максимального разнообразия социальной политики предприятий, так как концентрация социальных инвестиций на 1-2 направлениях ведет к диспропорциям в развитии всей социально-экономической системы.

Информацию о наличии или отсутствии каждого из 12-ти признаков обобщает раскрытый в настоящей методике единый интегральный показа­тель - качественный индекс социальных инвестиций (IK.)

Предложенные в настоящей методике три разновидности качественно­го индекса социальных инвестиций пронормированы и могут принимать значения от 0 до 100%.Чем больше значение индекса, тем целостнее соци­альная политика компании.

Сравнение индексов IK (i) для разных компаний позволяет опреде­лить лидеров и аутсайдеров по показателю комплексности организации про­цесса социального инвестирования. Сравнение качественных индексов для разных признаков позволяет выявить соответствующие «узкие места», то есть те признаки, которые представляют для компаний наибольшую проблему.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.