Быстрый переход к готовым работам
|
Методика количественной и качественной оценки социальной ответственности бизнеса
Для того, чтобы объективно оценить масштабы, динамику и тенденции
такого явления как социальные инвестиции, необходима количественная оценка
соответствующих экономических индикаторов. Методологически данная проблема
решается на основе построения так называемого индекса социальных инвестиций. Для формирования системной картины в сфере социальных инвестиций,
осуществляемых российскими компаниями, целесообразно рассматривать социальное
инвестирование в двух взаимосвязанных аспектах: количественном и качественном. Количественный аспект предполагает осуществление непосредственной
оценки финансовых затрат российских компаний на социальные программы и
инициативы. Характеристикой данного аспекта может служить количественный
индекс социальных инвестиций, включая его подиндексы. Данные индикаторы
предполагают диагностику как абсолютной, так и относительной величины денежных
сумм, выделяемых компаниями на социальные программы. Качественный аспект связан с оценкой степени полноты и
комплексности процесса социальных инвестиций. Характеристика данного аспекта
осуществляется при помощи качественного индекса социальных инвестиций.
Фактически данный индекс позволяет определить степень диверсификации социальных
инвестиций, уровень организационной поддержки и информационного обеспечения
социальной деятельности компаний. Количественная и качественная оценки социальной активности
компаний позволяют не только обрисовать общие контуры сферы социальных инвестиций,
но и получить содержательные выводы о характере взаимодействия российского
бизнеса, государства и общества. При этом следует особо отметить, что
разработанная методика оценки социальных инвестиций направлена на формирование
объективных представлений о социальном «фоне» российского бизнеса. С учетом специфики состояния информационной открытости российских
предприятий, а также реальных возможностей информационного обеспечения для
проведения мониторинга корпоративной социальной ответственности в России в
настоящей дипломной работе использована методика измерения индекса социальных
инвестиций российского бизнеса, которая предполагает частичную корректировку
существующей стандартной методики, получившей международное распространение. Для количественной характеристики социальной активности
бизнеса можно использовать три разновидности индекса социальных инвестиций: 1. Индекс удельных социальных инвестиций IL. Этот показатель представляет
собой величину социальных инвестиций обследованных российских компаний,
приходящуюся на одного работника (единица измерения - рубли). Формула данного
индекса имеет следующий вид: , где Ci - объем
социальных инвестиций i-ой
компании, включая добровольные и обязательные затраты на социальные программы; Li — среднесписочная численность
работников i-ой компании; n — число компаний, участвующих в
обследовании На практике в целях проведения сравнений за определенный
период времени индекс IL может
корректироваться с помощью применения соответствующих коэффициентов роста цен.
Для проведения сравнений между различными странами указанные индексы следует
переоценивать в других видах валют с учетом валютного курса, либо паритета
покупательной способности. 2. Отношение (доля) общего объема социальных инвестиций
исследованных российских предприятий к суммарному объему их продаж IS (единица измерения - проценты).
Расчет данного индекса следует проводить по формуле: , где Ci -
объем социальных инвестиций i-ой компании; Si - валовой объем продаж i-ой компании. 3. Отношение (доля) общего объема социальных инвестиций
обследованных российских компаний к суммарному объему их прибылей (до налогообложения)
IP (единица измерения -
проценты). Данный индекс определяется по формуле, аналогичной расчету индекса IL. Все три разновидности количественного индекса социальных
инвестиций не являются нормируемыми и могут принимать любые положительные
значения. Чем больше величина индекса, тем выше социальная активность компании. Необходимо отметить, что используемая методика оценки
предложенных разновидностей индекса социальных инвестиций разработана с учетом
современных условий предпринимательской деятельности в России, для которой
характерны новые формирующиеся отношения бизнеса, власти и общества,
соответствующие им недостаточные информационная открытость, а также правовая,
институциональная и статистическая неоформленность. Особенность этой методики заключается в том, что финансовые
показатели деятельности российских компаний, и в частности, объемы социальных
инвестиций, прибыли и продаж в большинстве случаев не могут получить в
процессе социологического обследования точной количественной оценки. Именно
поэтому российская методика индекса социальных инвестиций опирается на
интервальные значения финансовых показателей, когда компании и предприятия,
входящие в круг обследованных, указывают лишь нижний и верхний интервалы
количественных значений соответствующих показателей. Для перехода от интервальных значений финансовых индикаторов
к точечным в методике используется дополнительная процедура усреднения, в
соответствии с которой искомое значение конкретного показателя находится в
середине идентифицированного интервала. Для расчета показателя объема продаж применяется следующая
формула: , где и
- верхний
и нижний интервалы объема продаж i-ой
компании. В идеале фактические
показатели компаний не должны выходить за пределы и
. Следует учитывать, что применение данной формулы может
привести к определенным погрешностям при расчете индекса социальных инвестиций,
однако на современном этапе более точные измерения данного явления в Росси
невозможны. В дальнейшем с ростом информационной открытости российских компаний
появится возможность отказаться от процедуры усреднения показателей в целях
большего соответствия российской методики оценки индекса социальных инвестиций
международным информационно-методическим стандартам. Для качественной характеристики социальной активности
предприятий следует использовать качественный индекс социальных инвестиций,
который в отличие от количественного индекса социальных инвестиций, отвечающего
на вопрос, «сколько инвестируется денег», показывает, «как осуществляются
социальные инвестиции», более точно отражает картину масштаба, степень
комплексности и полноты такого явления как корпоративная социальная ответственность.
Смысл данного индекса состоит в том, что именно этот показатель учитывает факт
наличия или отсутствия позитивных параметров обследованной компании. В связи с
этим различают частные и общие качественные индексы социальных инвестиций: 1. Качественный индекс социальных инвестиций для i-ой компании IK (i) показывает уровень комплексности социальной деятельности компании
(единица измерения — проценты) и рассчитывается по формуле: , где, Xij -
булева переменная, принимаемая значение 1, если j-ый признак присутствует у i-ой компании, и равна 0, если этот
признак отсутствует; m — число признаков, по которым
оценивается социальная деятельность компаний. В идеале набор признаков должен быть составлен таким образом,
чтобы каждый из них был «сквозным», то есть важным для каждой компании. 2. Качественный индекс социальных инвестиций для j-го признака IK(j) показывает степень присутствия
данного качественного признака в статистической выборке компаний -
респондентов (единица измерения - проценты) и рассчитывается по следующей
формуле: , где n - число компаний, участвующих в исследовании. 3. Общий качественный индекс социальных инвестиций IK показывает уровень комплексности
социальной деятельности исследуемой совокупности компаний (единица измерения -
проценты) и рассчитывается следующим образом; Необходимость учета качественной составляющей процесса
социального инвестирования обусловливается тем, что масса выделяемых на социальные
программы средств является лишь одной из характеристик социально ответственной
деятельности компании. На практике осуществление компанией больших объемов
социальных инвестиций может сопровождаться плохим статистическим учетом
выделяемых средств, отсутствием централизованного контроля и управления
процессом, нерациональной концентрацией денег на одном - двух направлениях
деятельности, стихийностью и неравномерностью финансирования социальных
мероприятий и т.д. Подобное несогласование количественной и качественной сторон
процесса должно быть своевременно выявлено и устранено, для чего необходимо
использовать дополнительные аналитико-статистические конструкции. В нашем
случае измерителем степени гармоничности процесса социального инвестирования
служит качественный индекс социальных инвестиций. В настоящее время не существует единых стандартов для оценки
степени полноты и комплексности инвестиционного процесса социальных программ.
В проведенном исследовании использовались три группы критериев качественной
оценки социальных инвестиций, базирующиеся на 12 показателях, наиболее
адекватно характеризующих нынешний этап развития российских компаний. 1-я
группа — институциональное оформление социальной политики. Данная группа предполагает учет по
трем позициям: ·
Наличие
специального документа, в котором закреплена социальная политика компании
(нормативная централизация социальной политики); ·
Наличие
специального подразделения, отвечающего за реализацию социальных программ
компании (организационная централизация социальной политики); ·
Наличие
коллективного договора (нормативная основа социальной политики). 2-я
группа — система учета социальных мероприятий. Данная группа предполагает учет по четырем позициям: ·
Наличие
ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами
(унификация и стандартизация финансовой ин формации); ·
Внедрение
международных стандартов социальной отчетности; ·
Оценка
эффективности осуществляемых социальных инвестиций (обеспечение обратной связи
между инвестором и социальными инвестициями); ·
Примеры
социальных программ (информирование общественности в целях передачи позитивного
опыта, саморекламы и продвижения репутации и имиджа компании). 3-я
группа — комплексность осуществляемых социальных инвестиций. Данная группа предполагает учет по
пяти направлениям затрат: ·
Развитие
персонала компании; ·
Охрана
здоровья и труда персонала; ·
Природоохранная
деятельность и ресурсосбережение; ·
Поддержание
добросовестной деловой практики; ·
Развитие
местного сообщества. На основе сформулированных направлений 3-й группы формируется
критерий максимального разнообразия социальной политики предприятий, так как
концентрация социальных инвестиций на 1-2 направлениях ведет к диспропорциям в
развитии всей социально-экономической системы. Информацию о наличии или отсутствии каждого из 12-ти
признаков обобщает раскрытый в настоящей методике единый интегральный показатель
- качественный индекс социальных инвестиций (IK.) Предложенные в настоящей методике три разновидности
качественного индекса социальных инвестиций пронормированы и могут принимать
значения от 0 до 100%.Чем больше значение индекса, тем целостнее социальная политика
компании. Сравнение индексов IK
(i) для разных компаний позволяет определить лидеров и аутсайдеров по
показателю комплексности организации процесса социального инвестирования.
Сравнение качественных индексов для
разных признаков позволяет выявить соответствующие «узкие места», то
есть те признаки, которые представляют для компаний наибольшую проблему. |
|