Быстрый переход к готовым работам
|
Структурный анализ социальной активности российских предприятийОбобщенные данные количественной характеристики социальной активности
российских компаний приведены в таблице 3. Анализ материалов обследования показывает, что корректность
полученных результатов подтверждается их сопоставимостью с отдельными количественными
оценками, полученными из официальных источников и других обследований. Так,
величина индекса IS, характеризующая
отношение социальных инвестиций к валовым продажам обследованных компаний, составляющая
1,96%, достаточно близка к данным Госкомстата РФ о структуре использования
денежных поступлений предприятий промышленности в 2005-2006 гг., согласно
которым отчисления на социальные нужды составляют в среднем по промышленности
2,2% общего объема денежных поступлений[1]. Таблица 3. Количественная
оценка социальной активности российских компаний (по данным обследования
Следует подчеркнуть, что значение показателя IP (11,25%), характеризующего
отношение социальных инвестиций к балансовой прибыли, подтверждается также
результатами выборочного исследования Центра экономических и финансовых
исследований и разработок, которое показало, что в 2005-2006 гг. промышленные
компании России тратили на финансирование социальной сферы порядка 17% прибыли[3]. Вместе с тем анализ результатов настоящего исследования
показывает, что для российских условий существенные различия в масштабах
социальных программ наблюдаются между компаниями различных отраслевых групп.
Это подтверждают расчеты соответствующих индексов социальных инвестиций для
трех групп отраслей (сырьевого, перерабатывающего секторов и сферы услуг).
Так, удельные социальные инвестиции (IL)
сферы услуг в 1,8 раза превышали аналогичный показатель для отраслей
перерабатывающего сектора экономики и в 2,2 раза — для сырьевого сектора
(табл. 4). Таблица 4. Индексы
социальных инвестиций разных отраслевых групп экономики в 2006 году[4]
Выявленная проведенным обследованием существенная отраслевая
дифференциация социальной активности российских предприятий свидетельствует о
том, что для формирования потоков социальных инвестиций значительно большее
значение имеет отраслевая и производственная специфика компании, нежели ее
принадлежность к той или иной форме собственности, масштабы бизнеса и другие
параметры. При анализе и оценке социальной активности компаний важно
учитывать, что отраслевая классификация столь высокого уровня агрегирования не
позволяет дать полную и четкую характеристику, выяснить направленность в
движении социальных инвестиций, и какие отрасли выступают в качестве основных
«резервуаров» для аккумулирования средств, выделяемых на социальные программы. Для этих целей необходимо использовать более детальную
отраслевую классификацию компаний, которая выявляет существенные различия в масштабах
социальных программ (см. графики 1 и 2). По данным обследований минимальная величина удельного индекса
социальных инвестиций (IV) в
долларовом эквиваленте составила $109,7, а максимальная - $3300. Максимальное
значение показателя IL свидетельствует
о значительных издержках компаний на реализацию социальных программ. Проведенный анализ показал, что устойчивые позиции отраслевых
лидеров занимают транспортные компании, предприятия химической промышленности
и черной металлургии. Именно эти отрасли выступают в роли основных центров
притяжения» социальных инвестиций. Важно подчеркнуть, что все эти отрасли
относятся к разряду «тяжелых» секторов экономики. Таким образом, в настоящее
время в России бремя социальных расходов очень неравномерно распределено между
отраслями и ложится, в основном, на «тяжелые» производства. Высокую дифференциацию отраслевых показателей социальной
активности российских предприятий подтверждают результаты и других выборочных
обследований. Так, согласно данным опроса промышленных предприятий,
проведенного Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ в [1] Финансы России // Статистический сборник, 2006, с. 150-151 [2] Источник: Доклад о социальных инвестициях в России за 2006 год. Под общей ред. С.Е.Литовченко. М., Ассоциация менеджеров. 2006. [3] Социальная
ответственность бизнеса// «Профиль». №20, 2006. 3:, с. 93 [4]
Источник: Доклад о социальных инвестициях в России за 2006 год. Под общей ред.
С.Е.Литовченко. М., Ассоциация менеджеров. 2006. [5] Анализ
инвестиционной активности промышленных предприятий России в |
|