Быстрый переход к готовым работам
|
Возможные подходы к реализации ЕФА в госучреждениях
Практически все известные методики построения архитектуры ИТ в коммерческих организациях базируются на двух основных элементах: · бизнес-архитектура, основой которой являются бизнес-цели организации и описание бизнес-процессов; · архитектура ИТ — технологическая инфраструктура, требующаяся для реализации бизнес-архитектуры. Бизнес-архитектура и архитектура ИТ рассматриваются как единое целое и вместе составляют так называемую корпоративную архитектуру (Enterprise Architecture). Перенесенные на практику деятельности государственных организаций эти подходы нашли однозначное отражение в подходах к проектированию архитектуры электронного правительства, принятых в ведущих зарубежных странах: США, Англии, Германии и др. Отталкиваясь от рассмотренного зарубежного опыта, а также концепций ЭАР и ОГИР, можно предложить следующую возможную структуру единой федеральной архитектуры. 1. Федеральная архитектура государственных функций (или федеральная архитектура административных регламентов), в основу которой положена модель описания деятельности федерального правительства с точки зрения функций и процессов (регламентов) реализации этих функций. Данная архитектура создается на базе ЭАР. 2. Федеральная архитектура информационных технологий государства, включающая в себя такие области, как: Архитектура приложений Описывает прикладные системы, обеспечивающие реализацию государственных функций, процессов и электронных административных регламентов. В частности, включает национальный (региональные и местные) репозитарий услуг, среду создания услуг (инструмент разработки, обновления и интерфейс к репозитариям услуг) и Среду исполнения услуг. Архитектура объединения (интеграции) государственных информационных ресурсов (ОГИРы) Включает соответствующую инфраструктуру гарантированной доставки документов и сообщений, а также национальный, основанный на XML, язык описания стандартных государственных документов, государственных услуг и процессов (регламентов). В какой-то степени этот язык может рассматриваться как аналог проекта Европейского сообщества разработки языка GovML, или аналог набора XML-схем документов, разрабатываемых в Великобритании, или проекта InfostractureBase — в Дании. Архитектура общих сервисов и компонет Включает, в частности, базовые компоненты и элементы электронного правительства, которые носят «горизонтальный» характер и используются централизованно или многократно многими ведомствами. Архитектура данных (информации) Включает методологию описания и стандартизации данных государственных информационных систем, в том числе — российский аналог GovML и стандарт метаданных. Технологическая архитектура (системная архитектура) — стандарты и рекомендации на используемое в государстве аппаратное и программное обеспечение, коммуникации, технологические стандарты и протоколы Аналогичная технологическая архитектура разработана в Германии (SAGA — Standards and Architecture of e-Government Applications — стандарты и архитектура для прикладных систем электронного правительства), в Великобритании (e-GIF — Government Interoperability Framework — среда электронного взаимодействия), США (The Technical Reference Model (TRM) — технологическая справочная модель федеральной архитектуры) и многих других странах. Федеральная архитектура административных регламентов и федеральная архитектура информационных технологий вместе составляют основу единой федеральной архитектуры государства, которое делает информационные технологии одной из основ всей современной программы модернизации государства. В свете концепции ЕФА логика реализации инфраструктуры электронного правительства может выглядеть следующим образом: · разработка федеральной архитектуры функций (архитектуры административных регламентов) государства как модели описания государственных функций и услуг (сервисов) и как основы функционального и процессно-ориентированного подхода к анализу деятельности государства. Это аналог бизнес-архитектуры, принятой в корпоративном мире; · анализ функций государственных органов власти как совокупности регламентов (процессов) в соответствии с этой моделью; · разработка федеральной архитектуры информационных технологий государства, обеспечивающих реализацию идентифицированных государственных функций и услуг с помощью ИКТ; реализация элементов инфраструктуры, в том числе таких базовых компонентов, как правительственный портал, государственная система удостоверяющих центров, инфраструктура безопасности, сервер стандартных государственных электронных форм документов, XML-стандартов на описание государственной информации, услуг и процессов в рамках федеральной архитектуры ИТ; · обеспечение реализации государственных бизнес-процессов (административных регламентов) с помощью стандартизированных и взаимодействующих компонент (модулей) информационных систем (ведомственных и централизованно разрабатываемых). · Реализация компонент (модулей) государственных информационных систем в виде повторно и многократно используемых компонент, что потенциально обеспечивает синергетический эффект и экономию. Это тот путь, по которому пошли страны, которые ООН и независимые консалтинговые компании включают в список лидеров в области реализации национальных инициатив электронного правительства: США, Канада, Великобритания, Германия и др. Похожий путь избрало Европейское сообщество в целом. |
|