Быстрый переход к готовым работам
|
Система социального обеспечения семей с детьми до принятия Конституции Российской Федерации
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве[1]. Возникновение социального обеспечения имеет реальные предпосылки, состоящие в том, что люди во все времена нуждались в помощи в сложные моменты своей жизни. На протяжении
развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания
стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытно-обшинного строя немощные и
больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать
больных, община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались
беременные женщины и малолетние дети. Ученые объясняют этот факт инстинктом
сохранения рода[2]. В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители - своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в I веке до н.э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, имеющим детей. Однако эти коллегии основывались на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия. Вместе с тем ни в период первобытно-общинного строя, ни в период рабовладения, ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике[3]. Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что вдова с детьми после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») – «две гривны в год»[4]. Соборное
уложение 1649 г. содержит уже значительно большее количество статей,
посвященных социальному обеспечению. В нем закрепляется право на прожиток, т.е. часть поместья,
выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых
родителей. Размер его зависел от величины
оклада и причины смерти кормильца (например, от военной травмы в полку
на государственной службе)[5]. В период царствования Елизаветы получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот. Такое содержание производилось за счет специального налога в пользу бедных[6]. Р.И. Иванова, исследуя историю развития социального обеспечения, справедливо подчеркивает, что при рабовладельческом и феодальном способах производства, несмотря на определенные различия между разными формами материального обеспечения (кроме самопомощи), социально-правовую сущность их составили доброхотство, облагодетельствование, основанные на пожертвовании частных лиц, хозяина-рабовладельца или феодала, родственных связях либо на вспомоществовании государства. Даже материальное обеспечение, выступающее как право-привилегия имущих слоев населения, было не обязанностью государства, а милостью царя, императора[7]. В условиях развития капитализма в России буржуазия старается переложить на плечи самих работников бремя их содержания в случае старости, инвалидности, увечья, потери кормильца. Появились «обязательные кассы» для государственных служащих, средства которых создавались за счет обязательных отчислений из жалования государственных служащих. Из них в основном выплачивались пособия матерям и вдовам[8]. В соответствии с законом от 8 марта 1861 г. на горных казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения (кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в случае получения увечья на производстве, а также обеспечивалась семья погибших рабочих. Следующим крупным шагом на пути формирования государственной системы социального обеспечения явилось принятие ряда законов. Особое значение имели законы «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни» (1912 г.). Создавались больничные кассы и товарищества. Устанавливалось право рабочих на врачебную помощь (лечение в стационаре, родоспоможение), вводились пособия за счет взносов в эти кассы, в том числе и пособия в связи с родами – ½ дневного заработка за две недели до родов и четыре недели после родов. Таким образом, законодательство в период развития капитализма в России получили четкое оформление пособия в связи с беременностью и родами[9]. На шестой Всероссийской конференции, проходившей в Праге, Российская социал-демократическая рабочая партия разработала проект государственной системы социального страхования. Эта программа строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка вследствие безработицы; охватывать всех лиц наемного труда и их семейств; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных[10]. Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРС(б). С 1917 г. по 1922 г. было принято около ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества[11]. Эти нормативные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной для трудящихся, которые никогда не эксплуатировали чужого труда и не имели иных источников средств существования, кроме вознаграждения за труд, а также на красноармейцев и членов их семей. Положение о социальном обеспечении от 31 октября 1918 г. устанавливало для них следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и другие, в том числе женщин-крестьянок[12]. В 1919 году ранее существовавшие страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения, и такая система действовала недолго[13]. Необходимость восстановления народного хозяйства после гражданской войны потребовала проведения новой экономической политики. С переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет появилась возможность замены государственного социального обеспечения рабочих и служащих социальным страхованием за счет взносов предприятий, что и было утверждено постановлением СНК РСФСР от 15 ноября 1921 г. Позднее, в 1933 г., социальное страхование было передано в управление профсоюзам. Основные расходы по финансированию системы легли на государственный бюджет, который фактически объединялся с бюджетом социального страхования. Таким образом, социальное страхование по существу утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер[14]. В соответствии с провозглашенными принципами создаваемая система должна была охватывать все случаи утраты заработка в связи с нетрудоспособностью, беременностью и родами, старостью и безработицей. Необходимо было также организовать систему социальных услуг по оказанию медицинской помощи, протезированию, санаторно-курортному лечению, содержанию и воспитанию детей в детских учреждениях и др. Декрет "О страховании на случай болезни" от 22 декабря 1917 г предусматривал назначение пособий в случаях болезни, родов, смерти работника, а также предоставление следующих видов бесплатной врачебной помощи: первая помощь, амбулаторное лечение, лечение на дому, родовспоможение, коечное лечение с полным содержанием, санаторное и курортное лечение. 20 ноября 1917 г. СНК издал Декрет о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий[15]. 8 августа 1919 г. было установлено бесплатное детское питание в виде пайков на детей до 14 лет независимо от социального положения их родителей. Большое внимание уделялось социальному обеспечению беспризорных и безнадзорных детей. Прием детей в интернатные учреждения (приемники, детдома, трудкоммуны) осуществлялся по решению специальных комиссий, создаваемых при местных отделах народного образования. В них принимались дети от 3 до 7 лет, от 8 до 14 лет и от 13 до 16 лет. Впоследствии детские дома создавались по контингентам обслуживаемых[16]. Формировалась система дошкольного и внешкольного воспитания детей в учреждениях системы Наркомпроса. В частности, в Сибири в этот период функционировало 96 детсадов, 92 колонии, 363 площадки, 35 очагов, 348 детских домов содержалось 22450 детей[17]. О развитии социального обеспечения в этот период свидетельствуют следующие цифры. В 1920 г. органы Наркомата социального обеспечения выплачивали пенсии и пособия 500 тыс. человек, оказали единовременную денежную и иную помощь в виде продуктов, одежды, топлива 8 млн. 651 тыс. семей красноармейцев. К 1 ноября 1920 г. 93780 инвалидов содержались в специализированных учреждениях, а в детских домах находилось 120600 детей[18]. Из-за отсутствия достаточных финансовых средств и нехватки кадров была установлена очередность медицинского обслуживания. Так, согласно постановлению Мосзравотдела от 30 августа 1923 г. на амбулаторное лечение принимались в первую очередь застрахованные, во вторую — члены семей застрахованных, в третью - красноармейцы и их семьи, инвалиды, учащиеся и безработные, в четвертую — все прочие граждане. В период нэпа появились платные социальные услуги. 12 января 1922 г. СНК РСФСР разрешил открытие платных лечебных заведений (больниц, амбулаторий, санаториев и пр.) под контролем Наркомата здравоохранения, оказание платной медицинской помощи при абортах, зубопротезировании и других сложных видах протезирования[19]. Постановлением СНК РСФСР от 6 октября 1925 г. установлена плата за содержание детей в детских учреждениях. Однако ее размер был ограничен. В инструкции Наркомпроса указывалось, что плата за обучение в школах и воспитание в дошкольных учреждениях не должна превышать «для рабочих и служащих 6 % получаемой ими зарплаты вне всякой зависимости от количества обучающихся или воспитывающихся детей»[20]. В 1926-1932 гг. вводится дифференциация размеров пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от членства в профсоюзе и непрерывного стажа[21]. Наряду с улучшением обеспечения пенсиями и пособиями, государство ориентировало органы социального страхования на развитие «натуральных и обобществленных видов профилактической, медицинской и социально-бытовой помощи (дома отдыха, санатории, ясли, детские сады, молочные кухни, пионерские лагеря, профилактории и т.п.)»[22]. В частности, скорая помощь оказывалась бесплатно каждому в ней нуждающемуся независимо от его социального положения, осуществлялось обязательное медицинское освидетельствование многих категорий работников, принудительное лечение лиц, страдающих некоторыми заболеваниями, проводилась диспансеризация школьников в рабочих районах и систематический врачебный осмотр школьников в других районах. В период коллективизации было принято постановление «Об оказании помощи лицам и хозяйствам, пострадавшим от кулацкого насилия» от 16 ноября 1929 г. Этим лицам выплачивались единовременные пособия, медицинская помощь предоставлялась наравне с застрахованными рабочими. Их дети имели право на первоочерной прием в детдома, колонии и другие детские учреждения. В результате коллективизации возникли новые формы социального обеспечения колхозного крестьянства. Колхозные кассы взаимопомощи организовывали детясли, дома для престарелых, оказывали помощь нетрудоспособным и т.п. В числе важнейших прав статья 120 Конституции СССР 1936 г. устанавливала право на материальное обеспечение: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов». В период Великой Отечественной войны государство принимало нормативные акты, направленные на улучшение социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. Так, Президиум Верховного Совета СССР принял Указ от 26 июня 1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». После Великой Отечественной войны проводилась большая работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения, в том числе по обеспечению семей с детьми. Восстановление народного хозяйства позволило провести реформу социального обеспечения. Основными нормативными актами стали: Положение о порядке назначении и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 5 февраля 1955 г.; постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14 января 1960 г. № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»; постановление СМ СССР от 25 октября 1963 г. № 1108 «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы»; Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и др.[23] Развитие законодательства о социальном обеспечении шло постепенно в зависимости от провозглашаемых политических целей и экономических возможностей страны по пути образования единой системы норм о пенсионном обеспечении, сближения условий назначения и выплаты пенсий для различных групп населения, периодического повышения размеров пенсий, упорядочения исчисления непрерывного трудового стажа, совершенствования правил определения среднего заработка для назначения пенсий и пособий, улучшения законодательства о медицинском обслуживании и лечении, о государственной помощи семье, содержании и воспитании детей[24]. Конституция СССР
1977 г. определила, что в стране созданы государственные системы здравоохранения
и социального обеспечения, которые являются самостоятельными и решают тесно
связанные между собой задачи. В Конституции говорилось о социальном обеспечении
в различных формах, равенстве прав мужчин и женщин (ст. 35), праве граждан СССР
на охрану здоровья (ст. 42), и материальное обеспечение (ст. 43), заботе государства
о семье (ст. 53). [3] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.-М.:Книжный дом,1999.-с.150 [4] Учебник для вузов: Право социального обеспечения / под ред. проф. Яблочкина К.С.-М.: Юридическая литература,2002.-с.173 [5]Ярошенко К.Б. Социальная защита детства и материнства.-М.: РИОР,2006.-с.24 [6] Козлова М.Н. Право социального обеспечения.-М.: Юрист,2003.-с.303 [7] Иванова Р.И. История развития права социального обеспечения.-М.: ИНФРА-М,2002.-с.256 [9] Мачульская Е.Е. Указ.соч.-С.152 [10] Проф. Яблочкин К.С. Указ соч.- С.180 [12] Козлова М.П. Указ.соч.-С.310 [13]Мачульская Е.Е. Указ.соч.-С.156 [14] Козлова М.П. Указ.соч.-С.313 [17] Иванова Р.И. Указ. Соч.- С.290 [18] Козлова М.П. Указ.соч.-С.320 [19] Белов В.А. Право социального обеспечения: теория, законодательство, практика.-М.: ЮрИнфоР,2007.-с.121 [20] Козлова М.П. Указ.соч.-С.325 [24] Габричидзе Б.Н. Конституционное (государственное) право .-М.: ТК Велби.изд-во Проспект,2003.-с.141 |
|