Быстрый переход к готовым работам
|
Опыт использования систем бронирования
За рубежом первые АСУ гостиниц появились около тридцати лет назад. Многолетний опыт развития и эксплуатации позволил им стать достаточно совершенными программными продуктами. И хотя цена таких систем высока, согласно исследованиям корпорации Microsoft, 60 – 70% всех гостиниц на Западе в течение ближайших пяти лет (данные 2002 года) закупят новую систему управления. Это вызвано нарастающими темпами роста конкурентной борьбы и технологического прогресса – если раньше отели меняли техническое оснащение в среднем каждые 7 – 9 лет, то сегодня – каждые 3 – 5 лет, и тенденция сокращения этого срока сохраняется. АСУ
бывают типовые и заказные. Заказные системы в России разрабатывались в
условиях, когда внутренняя структура большинства отелей и законодательство
почти не менялись. Системы учитывали интересы конкретного отеля и росли,
постепенно автоматизируя отдельные участки работы. Сегодня поддерживать такую
систему в условиях меняющегося законодательства и постоянных нововведений в
гостиничном бизнесе трудно. Поэтому особое распространение получили типовые
системы управления.
При выборе АСУ необходимо учитывать простые правила.
Система должна быть известной и распространенной. Годы развития и эксплуатации
в разных гостиницах гарантирует ей высокий уровень и отсутствие «узких мест».
Важный момент представляет собой географическое распределение гостиниц. Если
среди клиентов системы встречаются достаточно удаленные, то это говорит только
в пользу продукта, который эффективно работает и без непосредственной поддержки
предприятия – производителя. Не следует забывать и о том, что каковы бы ни были возможности системы, она
является лишь промежуточным звеном между сотрудником и отелем. Поэтому,
подбирая ПО, необходимо осведомиться, насколько дружелюбный у него интерфейс.
Помимо прочего, редкий сотрудник может похвастаться достаточным знанием
компьютера, и система должна учитывать и пресекать некорректный его действия,
которые могут повлиять на достоверность и целостность базовой информации. Внедрение АСУ обходится недешево. Устанавливая АСУ «на
пустом месте», необходимо затратиться на компьютеры, иную оргтехнику,
соединение их в сеть, покупку и установку ПО, обучение персонала и
послереализационное обслуживание. Очень желательно ввести в штат должность
специалиста по информационным технологиям. Каждое звено этой цепочки требует
повышенного внимания. Так, лучше покупать надежную, качественную, а потому
дорогую технику. Это накладно, но в конечном итоге простой отеля при отказе
оборудования обойдется намного дороже. Если говорить о ПО, то здесь необходимо учитывать при
сравнении различных АСУ соотношение их конфигурации и эффективности, соблюдая
принцип паритета. Современные АСУ состоят из отдельных модулей, временами
достаточно независимых друг от друга, чтобы устанавливать их по частям. Недорогие системы, как правило, отличаются
соответствующим набором функций и качеством, и связанные с этим ограничения
необходимо учитывать. Критерием же оценки дорогой системы являются сроки ее
окупаемости. Неплохо при покупке ПО подумать и о перспективе развития вашего
средства размещения, поинтересовавшись возможностями масштабирования системы. Послужной список АСУ, с одной стороны, свидетельствует
о ее качестве, но система «с бородой» может оказаться и камнем преткновения
при развитии отеля. Стоит ли еще раз
напоминать о том, какими шагами идут вперед информационные технологии?
Появляются новые возможности, новые продукты, которые вымещают собой безнадежно
устаревшие. Так, уже упомянутая технология электронной подписи поддерживается
СУБД Access, только начиная с версии 2002
года. С другой стороны, ветераны российского компьютерного рынка MS DOS, Windows 3.1 и даже Windows 95 31 декабря 2002 года директивой
корпорации Microsoft приказали долго жить. А это не только операционные системы
сами по себе, но и объектные структуры, библиотеки подпрограмм, а значит –
ставшие если не бесполезными, то проблематичными в использовании коды
рассчитанных на них приложений. Не говоря уже о том, что зачастую новые
разработки просто быстрее и точнее работают. Расходы не заканчиваются и с приобретением и
установкой системы. Некоторые затраты вызовет и послепродажное обслуживание ПО
и техники. Во-первых, это телефонная «горячая линия», профилактические работы,
консультации Во-вторых, регулярный апгрейд ПО, установка новых версий,
дополнительных модулей, настроек, патчей и прочее. Сегодня на российском рынке несколько таких систем.
Они эксплуатируются как в средствах размещения, действующих в рамках
иностранных гостиничных цепей, так и в наиболее передовых российских предприятиях.
Наиболее популярны западные системы – «Micros-Fidelio», «LodgingTouch LIBICA», «Cenium» и отечественные разработки – «Nimeta», «Дип-Папнсион», «Эдельвейс»,
«Отель-3», «KEI-Hotel», «UCS-Shelter». Однако при всем желании российскому гостиничному бизнесу
еще далеко до западной индустрии. Так, в составе корпорации Мариотт около 300
высококлассных специалистов по программированию занимаются поддержкой и
развитием программных продуктов, которые определяют технологии работы и
отчетность исполнительных дирекций отелей, разбросанных по земному шару. При
этом только разработка обходится в 120 миллионов долларов ежегодно, что
считается исключительной экономией из расчета затрат на один отель. В России
проектов такого масштаба пока нет, хотя и наблюдаются определенные тенденции
развития компьютеризации и автоматизации отелей, а также появление первых
гостиничных сетей и управляющих компаний, составляющих все более жесткую
конкуренцию западным цепочкам. Совершенно новой тенденцией становится использование
сети Интернет для предоставления гостиницам возможности удаленного
использования ПО, не покупая его, а заключая договор аренды. Это снижает
затраты гостиницы на приобретение АСУ и облегчает решение задач по обслуживанию
и обновлению системы. Однако такая модель ставит под угрозу безопасность
информации в свете распространенности в Сети вирусов и хакерских атак. К тому
же при хранении информации на удаленном сервере любая техническая неисправность
в системе связи приведет к полному бездействию гостиницы. Практически все серьезные западные поставщики имеют
версию своих PMS, специально рассчитанную под удаленное использование. Эти системы
разработаны с применением интернет - технологий: ASP (Application Server Provider) и «клиент – сервер» на основе SQL (Standart Query Language). В России эти продукты представлены
системами Kei Hotel и Nimeta. Отзывы сотрудников российских отелей по поводу
использования АСУ гостиниц в основном положительные. Так, начальник отдела
продаж ОАО «ГК Жемчужина» Елена Макарова отмечает, что с момента введения в
строй АСУ Lodging Touch Libica в декабре 2000 года загрузка номерного фонда в 2001
году выросла на 5 – 6%, а рост доходов составил более 30%. Учитывая выросший
опыт обращения с системой, в 2002 году ожидалось продолжение роста показателей
работы гостиницы. Некоторые жалобы вызывает недостаточно полный охват
функций менеджеров. В лучшем случае система берет на себя часть работы
управляющего звена низшего и среднего уровня. Автоматизацию работы высшего
управленческого звена приходится решать интеграцией в систему
специализированного ПО, так называемых систем бизнес – аналитики (business intelligence – BI). |
|